назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [ 77 ] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


77

приобретение акций контрагентов особенно реально и перспективно, когда такими контрагентами выступают крупные приватизируемые предприятия. Так или иначе процесс их приватизации уже идет либо пойдет, надо лишь не пропустить нужный момент. В то же время крупные предприятия, как правило, нуждаются в большом числе акционеров и особенно - в акционерах в лице других предприятий.

Предоставление собственных акций ключевым контрагентам также допустимо, но к такому способу прибегают в более острых ситуациях. Фирма может, в частности, оказаться вынужденной превратиться и в дочернее предприятие того или иного контрагента, если именно от условий договоров снабжения и сбыта с ним зависит финансовое положение фирмы, ее выживание, а на обычных началах невозможно заключить с этим контрагентом приемлемые контракты.

При предоставлении собственных акций фирма, таким образом, может столкнуться с необходимостью:

а)преобразования себя в акционерное обшество закрытого либо открытого типа, чтобы получить право выпустить наиболее ценимые обыкновенные акции. Ёше лучше, если контрагенты удовлетворятся привилегированными акциями, не дающими права на участие в управлении, или удовлетворятся облигациями, векселями, в том числе товарными;

б)продажи достаточно большого пакета ценных бумаг (выше некоторого «порога чувствительности»), который только и может сделать нормальную работу фирмы, участие в ее прибылях, получении с нее долгов настолько приоритетным для контр-агентов, чтобы они действительно предоставили фирме в договорах с ней некоторый льготный режим.

Аналогичного льготного режима можно добиться, но с более слабым эффектом, входя в участия капиталом с ключевыми контрагентами через их и свои дочерние предприятия. Здесь надо иметь в виду тенденцию многих фирм окружать себя сетями малых предприятий, реализовывать коммерческие проекты, привлекать сторонние средства путем создания венчурных предприятий. Необходимо обращать внимание особенно на подключение к явно формирующимся при контрагентах сетям новых венчурных предприятий, из которых они планируют создать контролируемые ими образования типа концернов. Следует понимать и ценность для контрагентов подключения к подобным, образуемым при себе сетям. И в этих вопросах важными оказываются акционерные механизмы.



Целенаправленная оптимизация портфеля ценных бумаг, ориентированная на обеспечение максимума доходов в периоды наибольших вероятных потерь и непредвиденных расходов, как метод страхования проекта применима для двух ситуаций, а именно когда:

1)фирма, реализующая инновационный проект, является достаточно крупной по своим активам и в их составе имеет портфель сторонних ценных бумаг;

2)инициатор проекта специально приобретает краткосрочные сторонние ценные бумаги за счет средств бюджета проекта, стремясь тем самым найти выгодное помещение временно излишним средствам либо рассчитывая нарастить бюджет проекта. В этом случае в бюджете проекта должна существовать статья, специально вьщеляемая на такие операции.

Страхование проекта данным методом заключается в прогнозировании календарных периодов, когда вследствие всех проектных рисков вероятны потери и непредвиденные расходы, и приобретении тех ценных бумаг, по которым максимум доходов придется на эти периоды, так чтобы у фирмы появились дополнительные резервные средства именно в моменты возникновения необходимости в них.

При этом с учетом названного прогноза и возможных его последующих уточнений, а также реагируя на постоянный мониторинг ожидаемых доходов с ценных бумаг, ожидаемого распределения будущих доходов во времени, следует обновлять портфель ранее приобретенных ценных бумаг, т.е. сбывать бумаги не просто с уменьшающейся будущей доходностью, но и те, максимум ожидаемых доходов по которым смещается с наиболее критичных для проекта календарных периодов. Выручка от их реализации будет вкладываться в ценные бумаги со средней будущей доходностью, обещающие максимум доходов в вьщеленные критичные периоды.

В качестве максимизируемых доходов могут рассматриваться дивиденды с акций, процентные платежи по облигациям, депозитным сертификатам, выручка от срочной продажи акций и облигаций, от погашения облигаций, ретриктивных (т.е. выкупаемых их эмитентами) акций, казначейских билетов, переучета векселей и т.п.

Особое внимание следует обратить на то, чтобы портфель ценных бумаг фирмы постоянно, и особенно к моментам наступления критичных для проекта периодов обладал ликвидностью, доста-



точной для своевременного осуществления необходимых операций по его обновлению или срочной реализации ценных бумаге

Синхронизация периодов повышенных рисков по одному проекту с периодами наиболее надежных доходов по параллельным проектам фирмы предполагает, например, что чреватое дополнительными расходами освоение нового производства либо сомнительное с точки зрения выручки освоение рынка новым продуктом планируют на то время, когда по другим производствам и продуктам фирмы должна наступить стадия наиболее высоких доходов от ранее гарантированных или соверщенных продаж, поступлений по уже заключенным контрактам, расщирения продаж в связи с твердо ожидаемым улучшением конъюнктуры.

Периодами наиболее надежных доходов могут быть и те отрезки времени, когда наступает срок погащения твердых ценных бумаг, возвращения ранее вьщанных ссуд, получения отдачи от инвестиций, сделанных в вызьшающие доверие предприятия и проекты.

Аналогом наиболее надежных доходов, с точки зрения логики подобного метода страхования рисков, способны служить наиболее вероятные ожидаемые снижения расходов по предлагаемым проектам - намечаемая экономия материальных и трудовых затрат в связи с накоплением опыта закупок, производства и продаж, их планомерным соверщенствованием, твердо прогнозируемым улучшением конъюнктуры снабжения (падением цен на производственные ресурсы и услуги, повьпиением их доступности) и т.д.

Создание и функщюнирование «теневого» менеджмента по инновационному проекту. Обычно по крупным проектам многоцелевая (многопроектная, диверсифицированная) фирма создает отдельные целевые подразделения, структурные единицы и даже предприятия. Все это предполагает обычный целевой менеджмент по проекту, который отвечает за его результаты, распоряжается проектным бюджетом.

Однако помимо него в ряде случаев целесообразно создать очень компактную параллельную группу управления из людей, совмещающих участие в ней параду с исполнением своих основных служебных функций. Задачами такой группы бьши бы независимый анализ проекта, разработка и защита перед руководством фирмы альтернативных вариантов бизнес-плана. В ре-

• Подробнее об управлении инвестиционным портфелем фирмы см.: Валдайцев СВ. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия. - М.: ЮНИ-ТИ, 2001 (раздел III).

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [ 77 ] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]