назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [ 66 ] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


66

патентоведов либо нанятых патентных поверенных может уда-сться получить параллельные патенты на аналогичные новые продукты и технологии. Это подрывает патентную монополию фирмы как базу для доходов по инновационному проекту.

Риск неконтролируемой нелегальной имитации конкурентами технических, дизайновых и маркетинговых решений инновации представляет собой вероятность коммерческого использования этих решений конкурентами (особенно новыми для данного рынка), несмотря на имеющуюся патентную защиту.

Рассматриваемый риск наиболее характерен для имитации новшеств в технологических процессах производства (она трудно контролируема, так как нарушение патентов происходит на закрытых производственных площадях конкурентов), а также в продуктах массового спроса. Кроме того, у фирмы может не хватить финансовых и технических возможностей, чтобы организовать контроль за нелегальным использованием конкурентами своих патентов, а также обеспечить систематическое судебное преследование нарушителей.

Риск «утечки» непатентуемых принципиальных технических решений, содержащихся в коммерческой тайне, выражается в том, что если фирма намеренно не патентует революционные изобретения, опасаясь «обхода» своих патентов параллельными патентами конкурентов, и предпочитает просто держать такие изобретения в строжайшей коммерческой тайне, то существует реальная опасность ее нарушения. Информация о революционных изобретениях, а затем и их непосредственное содержание все равно могут попасть к конкурентам.

По революционным изобретениям «повторную разработку» тем легче осуществить, чем более принципиальные новшества созданы, запатентованы и опубликованы. По ним практически невозможно на начальном этапе их жизненного цикла предусмотреть всеобъемлющие, «без брешей», формулы изобретений. Эти новшества в их первом исполнении имеют также огромные резервы принципиального (на уровне новых изобретений) совершенствования и видоизменения.

Наиболее часто задействуются три канала «утечки», а именно через:

• людей-носителей секретного ноу-хау (разработчиков, технологов-производственников), которые переходят на работу к конкурентам (например в связи с окончанием их трудовых контрактов с фирмой);



•научные публикации ученых, выполнявших для фирмы разработки;

•промышленный шпионаж.

9. Риски непредвиденной конкуренции возникают в связи с рисками:

а)входа в отрасль диверсифицирующихся или переспециали-зируюшихся фирм из других отраслей;

б)зарождения местных молодых фирм-конкурентов;

в)экспансии на местный рынок со стороны зарубежных экспортеров;

г)конкуренции со стороны непредвиденных товарных или функциональных аналогов (заменителей) создаваемого продукта.

Риск входа в отрасль диверсифицирующихся фирм из других отраслей особенно характерен для двух ситуаций:

1)инновационный проект нацелен на новую, более производительную технологию изготовления продукта, по которому на рынке есть неудовлетворенный спрос и который зарекомендовал себя как высокорентабельный, в то время как капиталовложения в организацию его производства (включая покупку необходимых лицензий) по объему доступны для основной массы фирм; тогда вероятна диверсификация фирм из других отраслей в сторону производства данного продукта в порядке нормального перетока капиталов из менее прибыльных в более прибыльные отрасли;

2)у крупных фирм из других отраслей в процессе разработки их основных продуктов и технологий появились перспективные побочные результаты по профилю данной отрасли. Если же доводка и освоение указанных новшеств не слишком капиталоемки для рассматриваемых фирм, то эти фирмы (будучи в необходимой мере крупными, не находясь в финансовом кризисе и обладая достаточной платеже- и кредитоспособностью) могут пойти на эксперимент с реализацией аналогичного инновационного проекта.

Риск зарождения местных молодых фирм-конкурентов сводится к вероятности непредвиденного заполнения имеющейся на рьшке «ниши» фирмами, капитал в которые переведен из других отраслей, стран либо из накоплений населения.

По прочим новым технологиям и новым продуктам этот риск может, например, проявиться, когда из фирмы, планирующей инновационный проект, уходит группа людей- носителей базисного по проекту ноу-хау и основывает (с боль-



шим или меньшим привлечением сторонних средств, возможно, с помощью конкурентов) авторскую новую фирму аналогичной специализации {entrepreneural spin-off).

Риск экспансии на местный рынок со стороны зарубежных экспортеров актуален для инновационных проектов по новым заполняющим «ниши» на рьшке технологиям, которые могут реализовать со своими продуктами зарубежные экспортеры, до определенного момента почти не предлагавшие на данный рынок своих товаров и услуг в силу неблагоприятных для них условий экспорта. Эти условия (импортные тарифы, квоты, запреты, обменный курс местной валюты, ограничения и налоги на перевод выручки, закупку товаров на местных рьшках и т.п.) могут быть пересмотрены или могут измениться, что создаст для экспортеров мотивацию к экспансии на местный рьшок.

Риск конкуренции со стороны непредвиденных товарных или функциональных аналогов создаваемого продукта заключается в возможности появления:

а)альтернативных продуктов (товарных аналогов), ориентированных на целевую для рассматриваемого продукта пока не-удовлетворяемую потребность;

б)альтернативных способов ее удовлетворения (функциональных аналогов).

Необходимо считаться и с вероятностью возникновения у потребителей иной потребности, альтернативной той, на которую рассчитан продукт по данному инновационному проекту.

10. Риски конфликтов с действующим законодательством и общественностью имеют место тогда, когда инновация, эффективная для одних, затрагивает интересы других социальных групп. Они могут быть выражены в законах или просто в активной реакции протестующих представителей этих групп.

Конфликты с законодательством характерны для ситуаций, когда:

1)создается новая технология, предусматривающая работу соответствующего производства на грани современных норм предельно допустимых выбросов в окружаюшую среду вредных веществ, эргономических норм, которые могут быть ужесточены в будущем;

2)создается продукт, предложение которого в продажу и потребление также может быть в будущем законодательно запрещено (например, новые эффективные пестициды, красители)

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [ 66 ] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]