назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [ 65 ] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


65

б)риск опротестования патентов, защищающих принципиальные технические, дизайновые и маркетинговые решения инновации;

в)риск необеспечения комплексной патентной чистоты инновации;

г)риск легальной (на основе параллельных патентов) имитации конкурентами запатентованных фирмой или ее лицензиарами технических и дизайновых решений;

д)риск неконтролируемой нелегальной имитации конкурентами технических, дизайновых и маркетинговых решений инновации;

е)риск «утечки» непатентуемых принципиальных технических решений, содержащихся в коммерческой тайне.

Все перечисленные риски касаются патентов, других способов оформления исключительных прав не только на интеллектуальную (на изобретения, издания, программные продукты), но и на промышленную собственность (на промышленные образцы или дизайновые решения; на товарные знаки, рекламные формы, т.е. на маркетинговые решения).

Риски недостаточного объема патентования технических, дизайновых и маркетинговых решений инновации включают:

1)риск ошибочного выбора территориальных рынков, где фирмой для инновации в первую очередь обеспечивается патентная защита;

2) риск недостаточно плотной патентной защиты;

3)риск неполучения или запаздывания патентной защиты (отказа по патентной заявке фирмы, затягивания сроков оформления патента либо лицензии);

4) риск патентования на недостаточно длительный срок.

Ошибочный выбор территориальных рынков, где фирмой для инновации в первую очередь обеспечивается патентная защита, может произойти по двум главным причинам:

•из-за неправильной оценки применительно к данному продукту приоритетности разных территориальных рынков по критериям их емкости, наличия и ожидаемых темпов увеличения спроса на продукт;

•вследствие недостатка информации (и неверной ее интерпретации) о планах, технологическом потенциале, производственных и сбытовых возможностях на этих рынках конкурентов, в том числе еще не проявившихся.

Указанные ошибки грозят фирме неосуществлением ее планов по получению патентной монополии на наиболее важных



рынках, если данную монополию успеют раньше нее на этих рынках получить конкуренты.

Недостаточно плотная патентная защита подразумевает:

•слишком узкий круг патентуемых технических, дизайновых и маркетинговых решений, не охватывающих все особенности конструкции, технологии, организации и осуществления сбыта продукта фирмы;

•недостаточно универсальные (имеющие «бреши») формулы (описания) изобретений и других объектов патентования, отражаемые в подаваемых заявках на патенты;

•предоставление избыточного числа (а также на завышенный объем производства и продаж, на чрезмерно мягких или неконтролируемых условиях) простых и исключительных лицензий (сублицензий) на запатентованные технические и прочие решения инновации.

Все это также может поставить под вопрос благоприятные для фирмы стартовые позиции при сбыте новых и усовершенствованных продуктов, создать ей излишнюю конкуренцию.

Неполучение или запаздывание патентной защиты (отказ по патентной заявке фирмы, затягивание сроков оформления патента либо приобретения лицензии) способно или затормозить реализацию проекта, или (в случае, когда, несмотря на нерешенность вопросов с патентной защитой, фирма приступает к осуществлению проекта, делает начальные инвестиции, несет расходы) привести к последующей остановке проекта и необходимости списать произведенные по нему затраты как невосполнимые убытки.

Патентование новшеств на недостаточно длительный срок вероятно из-за соблазна сэкономить на патентных пошлинах, в то время как вполне может оказаться, что недостаточно защищаемые технические или иные решения инновации являются базовыми, долгоживущими, удачными. Причем они могут быть возрождены конкурентами уже после того, как фирма от них отказалась, истек срок ее соответствующих патентов (либо после того, как фирма прекратила ежегодные выплаты за поддержание их в силе). Это может произойти как на всех, так и на отдельных рынках.

Риск опротестования патентов, заищщающих принципиальные технические, дизайновые и маркетинговые решения инновации заключается в опасности объявления через суд недействительными тех патентных прав, базируясь на которых фирма реализует инновационный проект и рассчитывает на прибыли в условиях



патентной монополии. Эта опасность, в свою очередь, проистекает из:

•вероятности некачественной экспертизы патентной заявки в патентном ведомстве;

•ошибок в патентных исследованиях (патентном поиске) по ключевым техническим и иным решениям инновации, неполноты этих исследований, роль которых особенно значима, когда патент регистрируется с оставлением вопроса о приоритете заявителя под его собственную ответственность (как, например, в США);

•возможных претензий от заинтересованных истцов к патентовладельцам, от которых фирма на соответствуюшие права приобрела лишь лицензии (случай неправомочности продажи лицензии данным лицензиаром, отчего в итоге страдает лицензиат, т.е. ее покупатель).

Риск необеспечения комплексной патентной чистоты инновации сводится к тому же опротестованию патентов или лицензий фирмы, но только по всему комплексу как ключевых, так и всех прочих технических и иных решений инновации (например, не только по основным, но и дополнительным, вспомогательным функциям изделия, по всем его деталям и технологическим переделам). Данный риск также связан с возможностью подпасть под санкции по искам сторонних патентовладельцев, которые обнаружат в продуктах и технологиях фирмы - если они фирмой и не патентовались - нарушения своих патентов.

Риск легальной (на основе параллельных патентов) имитации конкурентами запатентованных фирмой или ее лицензиарами технических и дизайновых (в части внешнего вида продукта) решений состоит в столкновении с обычной для конкурентов практикой так называемой «повторной разработки» ключевых запатентованных фирмой техничес1сих и дизайновых решений, когда перед своими разработчиками конкуренты ставят задачу на основе информации об этих решениях (их описаний, принципиальных схем и т.п.), содержашейся в открытых патентных публикациях (патентных формулярах, бюллетенях, журналах и т.д.), создать сходные технические и дизайновые решения, на которые можно бьшо бы подать патентные заявки с отличными от оригинальных патентов формулами (описаниями) предмета патентования. После некоторой тяжбы с экспертами патентного ведомства (которые пытаются бороться с отмеченной практикой) конкурентам с помошью их штатных юристов-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [ 65 ] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]