назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [ 54 ] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


54

стиций I*, а также не является ли объем безубыточного выпуска Qa по Своей величине большим, чем объем продаж Q** продукта, который с учетом прогнозируемой для предприятия доли на рынке продукта вероятен при введенной в алгоритм цене Рр

Применительно к тому объему выпуска и продаж Qmsx, который равен предельно достижимым производственной мощности или объему продаж, высчитывается ожидаемая для предприятия в рассматриваемом календарном периоде максимально достижимая прибыль (минимальный убыток) Пщах-

Птах = (Л - Q / Qmax) Qmax " С/,(23)

(3max=min(, ет),(24)

где: Q - максимально достижимый объем выпуска продукта при располагаемой производственной мощности предприятия;

бтах - максимально возможный, с учетом доли предприятия на рынке, объем продаж продукта при цене Р/.

Графически, если на рынке продукта отсутствует конкуренция, величина бах определяется на основе цены Р, по кривой спроса D, как показано на рис. 7.1. Если на рынке продукта присутствует конкуренция, то Q смещается в меньшую сторону и оказывается равным величине Q • d, где бр - общий для всех поставщиков продукта максимально возможный объем продаж при цене Р; - доля на рьшке, ожидаемая для рассматриваемого предприятия.

Рис. 7.1. Оцененный по результатам маркетингового исследования спрос на продукт



Если ожидаемая прибыль П, оцененная на предьщущем шаге, удовлетворительна, то алгоритм завершается и поставленная задача считается выполненной, так что использованные для оценки прибыли П показатели цены Р/, объема выпуска Qmax и уровня постоянных текущих издержек Cf принимаются в качестве плановых.

Если ожидаемая прибыль П неудовлетворительна, то приступают к корректировке основных исходных параметров анализа, т.е. переходят к следующему шагу алгоритма.

Шаг восьмой

Пересматриваются планируемые постоянные текущие издержки предприятия Ср Это делается так, что:

а)либо откладываются приобретение и необходимость обслуживания тех активов, без которых предприятие в первое время своего существования может обойтись (то же касается откладывания найма работников, потребность в которых в данный момент отсутствует);

б)либо планируется приобретение более дешевых в обслуживании активов и найм менее высокооплачиваемых, не находящихся на сдельной оплате труда работников (возможен и пересмотр в трудовых контрактах с работниками соотношения между тарифно-окладной и премиальной частями их заработка -- в пользу последней части);

в)либо планируются, если они уже есть, скорейшая продажа нефункционирующих (излишних для вьшуска данного продукта) активов и имущественных прав.

После пересмотра показателя Cf для продолжения анализа с использованием пересмотренной величины этого показателя в алгоритме возвращаются к шагу пятому (повторив шаги 2-4).

При невозможности планирования дальнейшей экономии на постоянных издержках переходят к следующему шагу алгоритма.

Шаг девятый

Пересматривают выставляемую на продукт продажную цену Р, так что она на данном /-ом шаге пересмотра цены становится равной Р/. На первых шагах пересмотра цены она (если возникли трудности с обеспечением того, чтобы объем безубыточного вы-



пуска был меньше или значительно меньше предельно возможного объема продаж) пересматривается в сторону уменьшения.

На более поздних шагах цена может корректироваться и в сторону увеличения, если выявился существенный резерв в том, насколько предельно возможный для предприятия объем продаж бтх превышает объем безубыточного вьшуска Qa-

Уменьшение ранее планировавшейся цены имеет смысл, когда ценовая эластичность спроса на осваиваемый продукт достаточно высока, так что небольшие уменьшения цены способны непропорционально больше увеличить вероятное количество покупок продукта (на графике рис. 7.1 это соответствовало бы более пологой кривой спроса или хотя бы пологой части данной кривой спроса). В результате предприятие получает доступ к дополнительным инвестициям на развертывание большей производственной мощности. В таком случае снижение цены приведет к уменьшению функции выручки, но зато предельно возможный при сниженной цене объем продаж бах продукта увеличится в гораздо большей степени, чем тоже возрастающий объем безубыточности Qa (первый становится существенно большим второго). И если максимально возможный объем выпуска Qmax, ограничиваемый тогда достижимой производственной мощностью, как предполагается здесь, способен оказаться по величине близким к резко возросшему предельно возможному объему продаж Q"-, предприятие сможет при такой ситуации существенно увеличить свои прибыгш (в том числе вообще войти в зону прибыльной работы, если до указанного пересмотра цены оно могло рассчитывать лишь на убытки).

Увеличение цены Р имеет смысл тогда, когда в результате предшествующих уменьшений цены (или изначально в силу монополии предприятия на новшество) превышение параметра Q над показателем Qa столь велико, что позволяет максимизировать прибыль П простым ростом продажной цены.

После пересмотра цены возвращаются к шагу четвертому алгоритма.

Весь описанный алгоритм показан на рис. 7.2.

Настоящий алгоритм, будучи весьма упрощенным, не предусматривает пересмотра функции переменных издержек Су, поскольку такой пересмотр предполагал бы учет гораздо более сложной и развертывающейся во времени зависимости между возможным уменьшением данных издержек и потребными для этого дополнительными инвестициями в совершенствование технологии выпуска продукта.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [ 54 ] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]