назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [ 51 ] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


51

4. Постоянные текущие издержки предприятия в соотнесении с порождающими их инвестициями (например, покупка оборудования обусловливает последующие постоянные начисления на его амортизацию) могут быть рассмотрены и с точки зрения минимизации делового риска предприятия или уменьшения на предприятии так называемого «операционного рычага».

Операционный рычагпроцентное изменение прибыли фирмы

(или операционный

левередж)процентное изменение выручки

предприятия

Деловой риск = (выручка - переменные издержки)/[(выручка - переменные издержки) - постоянные платежи + ставка налога на прибыль плюс отчисления на износ].

Указанные в формуле операционного рычага процентные изменения берутся за один и тот же отчетный период, применительно к которому проводится анализ.

Чем ниже эти показатели, тем меньше риски операций рассматриваемой фирмы. При этом анализ должен вестись на основе сравнения с величинами, нормальными для данной отрасли или наблюдаемыми по признаваемым фондовым рынком финансово здоровыми ее предприятиями, чей курс ликвидных акций в реальном выражении не понижается. В самом деле, высокие значения операционного рычага и делового риска характерны для предприятий, которые с трудом реализуют продукции больше, чем рассчитанный для них объем безубыточности Q. Если говорить об операционном рычаге, то для этих предприятий увеличение объема продаж всего на один процент повлечет за собой непропорционально большее процентное увеличение прибыли.

После того как, например, прибыль в один рубль, которая была такой небольшой из-за того, что объем продаж лишь незначительно превышал объем Qa, станет в разы больше благодаря всего лишь однопроцентному росту объема продаж, операционный рычаг естественно окажется крайне высоким.

Вполне очевидно, что именно уменьшение планируемых постоянных текущих издержек предприятия, являющихся главным фактором, определяющим объем безубыточности (это хорошо видно из графика на рисунке 4.1), способно привести к понижению делового риска предприятия и уменьшению для него операционного рычага. Последнее особенно важно, так как предполагает и показывает, что предприятию с меньшими постоянными



издержками нужно в меньшей степени наращивать объем выпуска и продаж (т.е. меньше экономить на инвестициях и не быть подверженным большим деловым рискам в конкуренции за рост продаж), чтобы достигать такого же прироста общей массы прибьши. Это особенно важно для вновь организуемого предприятия, выходящего со своим продуктом на новые рынки.

Операционный рычаг предприятия не следует путать с так называемым финансовым рычагом (финансовым левереджем), характеризующим риски не предприятия, а его инвесторов (акционеров, точнее, держателей обыкновенных акций). Такие риски связаны с тем, что предприятие, получая прибыли, допускает значительные колебания в доходности своих акций для акционеров.

Финансовыйпроцентное изменение доходности акций предприятия

рычагпроцентное изменение прибылей предприятия

Увеличение финансового рьиага предприятия является свидетельством проявления «агентской проблемы» в отношениях между акционерами и менеджерами данного предприятия. Суть ее в том, что менеджеры, пользуясь своими преимуществами в доступе к внутренней текущей финансовой информации предприятия и в полномочиях по ведению его текущих коммерческих дел, так «маневрируют» прибьшями предприятия и имеющейся информацией, что рыночная стоимость акций предприятия и выплачиваемые им дивиденды оказываются гораздо менее стабильными, чем зарабатываемые предприятием прибьши. Повышенный (по сравнению со среднеотраслевым) финансовый рьшаг служит также косвенным признаком того, что постоянные издержки предприятия неоправданно велики. Это связано с неэффективным управлением, проявляющимся в высоких административно-управленческие расходах, затратах на аренду, амортизации излишних нетехнологических видов недвижимости и оборудования и т.д.

5. Объем выпуска и продаж , удовлетворяющий возможностям платежеспособного спроса на продукт и соответствующий размеру «ниши» предприятия на рынке данного продукта, очевидно, зависит как от располагаемых предприятием технологий (требующих определенной величины инвестиций на создание производственной мощности по выпуску продукта в этом объеме), так и от реальной для предприятия эффективности кампании по продвижению продукта на рынок.



Эффективность последней, в свою очередь, определяется эффективностью инвестиций:

•в рекламную кампанию по новшеству;

•демонстрацию нового продукта на выставках, ярмарках, семинарах для специалистов (в том, что касается новой для потребителей наукоемкой продукции);

•закрепление за предприятием конкурентных преимуществ и сопутствующих нематериальных активов в части титулов собственности на товарный знак, промышленный образец, клиентуры, любых иных эксклюзивных или предпочтительных прав по сбыту данного типа продукта (включая френчайзинг);

•закупку для выпуска новшества запасов дефицитных ресурсов.

Таким образом, функция оптимизации в предлагаемой задаче полностью определена наличными и доступными для предприятия технологиями, а также методами маркетинговой и юридической (в части оформления титулов собственности на нематериальные активы) работы.

В краткосрочном плане быстро изменить эту функцию практически невозможно, однако знать все составляющие данную функцию зависимости абсолютно необходимо.

6. На решение задачи минимизации инвестиций, как правило, накладывается ограничение положительности прибылей в рассматриваемый календарный период.

В принципе, для самых первых календарных периодов существования предприятия, созданного для освоения перспективного нового продукта, такое ограничение может быть и «смягчено». Иначе говоря, может допускаться некоторая величина максимально приемлемого временного убытка по итогам календарного периода. Это означает, что в правой части соответствующего неравенства в системе ограничений рассматриваемой задачи появится некий отрицательный стоимостной показатель У (убыток) = - П** (отрицательная прибыль):

{Р - CJQ)-Q-Cf>y=- и**.(21)

Размер подобного предельного убытка должен вытекать из требований сохранения по всему инвестиционному проекту новшества минимального положительного значения его чистой текущей стоимости (чистой текущей ценности, чистого дисконтированного дохода, net present value), а также соблюдения требований инвесторов предприятия в части срока окупаемости их инвестиций в нововведение.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [ 51 ] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]