назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [ 5 ] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


5

средством вовлечения поначалу сравнительно слабо информированных и мало заинтересованных клиентов в более интегрированные и дорогостоящие формы получения доступа к технологиям. Консультирование по тем моментам, которые уже стали, актуальными для клиентов, позволяет углубить их знакомство с предметом и заинтересовать в более системном и полном материале. Таким образом, консультирование используется как инструмент маркетинга новых технологий, продвижения их на рынок, создания самого этого рынка.

Указанное консультирование особенно эффективно, когда оно предлагается после первичного ознакомления с реализуемыми новшествами на выставках, семинарах, через сигнальные публикации общего толка в средствах массовой информации, в смежных учебных программах и пр.

Более сложным, но весьма распространенным способом обеспечить реальный доход при передаче ноу-хау посредством формирования «человеческого капитала» заинтересованных лиц (в том числе повышения квалификации специалистов контрагента) является схема «заимствованного слуги» {«borrowed servants). Это образное выражение точно отражает суть услуги, создающей вполне ощутимую и контролируемую легальную материальную основу для быстрого получения прямого денежного дохода стороной, передающей технологию.

Один из ведущих творческих сотрудников (ученый, инженер), который имел доступ к ноу-хау и технологиям, создававшимся за счет организации и/или принадлежащим ей, откомандировывается в распоряжение контрагента-покупателя технологии. При этом между обеими сторонами сделки предполагается полное понимание, позитивно отраженное в договоре либо нашедшее выражение в отсутствии в нем соответствующего запрета, следующего обстоятельства: использоваться данный работник по месту его командирования будет так, что контрагент получит ключевые элементы накопленного организацией-донором ноу-хау, а также сможет воспользоваться результатами его творческой работы.

В процессе реализации рассматриваемой услуги существенными являются следующие моменты:

• сотрудник уезжает (зачастую за рубеж) не по собственной инициативе и не на свой страх и риск. За ним сохраняется рабочее место (выслуга лет, социальные льготы для себя и своей семьи, например служебное жилье, места в детских учреждениях



и даже, возможно, часть оклада, получаемая ближайшими родственниками) в организации-доноре, не говоря о том, что при выезде за рубеж этому сотруднику не надо выступать в качестве эмигранта либо «вольного» соискателя трудовых контрактов, хотя во время своей командировки он будет получать вполне сопоставимые (и отдельные от размеров возмещения командирующей организацией) с самостоятельным трудоустройством суммы;

•носитель ноу-хау откомандировывается на достаточно длительный срок (один-два года), так чтобы он успел основательно поработать на контрагента;

•результаты исследований и разработок (включая патентоспособные), в которых принимал участие «заимствованный слуга», полностью принадлежат принимающей его стороне. Формальными рамками для откомандирования при этом часто служат гораздо более узкие соглашения между сторонами лицензии на передачу недостаточно коммерчески интересных лабораторных технологий (научно-технического задела), соглашения об оказании технического содействия при развитии определенных направлений деятельности, договоры об обменах (не эквивалентных по качеству) специалистов и т.п. Во всех этих случаях предусматриваются завышенные цены подобных лицензий, возмещение расходов и пр., так что косвенно, но вполне реальными выплатами вознаграждается факт «заимствования слуги».

Продажу права найма носителей коммерчески привлекательного ноу-хау и полученной за средства фирмы квалификации этих работников до истечения срока их трудовых контрактов с фирмой можно рассматривать как аналогию с продажей игроков спортивных клубов.

В коммерческом спорте игроки, имеющие срочные трудовые контракты, переходят из клуба в клуб потому, что приглашающая сторона платит вместо них неустойку за досрочный разрыв контракта с клубом, где они состояли игроками ранее. Точно так же контрагент, заинтересованный в получении через ведущих научно-технических работников организации-донора ее перспективного ноу-хау, может предложить по предварительному согласованию или без него (тогда указанной организации придется подавать в суд на этих работников) компенсацию за переход к нему соответствующих сотрудников. Очевидно, что решающими предпосылками к этому будут служить приводимые ниже условия:



1)организация действительно своевременно позаботилась о заключении срочных трудовых контрактов с носителями ноу-хау, взяв тем самым на себя определенный финансовый риск, так как ей при любых обстоятельствах придется нести фиксированные расходы по выплате этим специалистам назначенных им окладов;

2)между организацией-донором и заинтересованным контрагентом существуют достаточно доверительные стабильные отношения, которые помогут им договориться о реализации описываемой схемы взаимодействия, избежать сбоев, а значит, и минимизировать вероятные судебные издержки;

3)в стране функционирует надежная и предсказуемая правоохранительная среда, включая судебную систему, в которой работают стороны подобной формы трансфера технологий.

Конечно, приведенный обзор методов коммерческой горизонтальной передачи технологий далеко не полон, поскольку нам необходимо было осветить наиболее простые и применимые в отечественной практике способы указанной передачи.

Закрепление материала

Вопросы для повторения

1.Что такое вертикальная и горизонтальная передачи технологий?

2.Чем отличаются друг от друга прямая и косвенная горизонтальные передачи технологий?

3.Каковы формы коммерческой горизонтальной передачи технологий?

4.Проанализируйте факторы, от которых зависят прибыли или убытки в каждой из форм коммерческой горизонтальной передачи технологий.

5.Какие виды обеспечивающих прибыль схем (сделок) по горизонтальной передаче технологий могут осуществляться с использованием регулируемой мобильности персонала (носителей ноу-хау), платных образовательных услуг?

6.В чем суть коммерческой схемы типа «заимствованный слуга»?

[Старт] [1] [2] [3] [4] [ 5 ] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]