назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [ 47 ] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


47

резервы самофинансирования капиталовложений в новый продукт самим его инициатором.

При этом очень важно выяснить, насколько рационально и своевременно предприятие использует возможности самофинансирования (из накопленных и теьсущих прибылей, за счет амортизационного и резервного фондов) для воздействия на спрос. Речь идет о своевременном финансировании рекламы нового продукта и всего комплекса мер по продвижению его на рынок (promotion), способного либо увеличить совокупный спрос на продукт, либо оттеснить конкурентов и расширить «нишу» предприятия на рьшке.

Весьма существенной может оказаться юридическая сторона дела, т.е. куда внешним инвесторам предлагается вкладывать свои средства.

Более предпочтительно для инвестора иметь дело со специально созданным под рассматриваемый перспективный продукт дочерним предприятием. Речь идет об отдельном, пусть и контролируемом материнской фирмой юридическом лице в виде акционерного общества, имеющего свой самостоятельный и подвергаемый внешнему аудиту баланс, что затрудняет извлечение из него вложенных фондов на цели поддержания убыточных и/или неперспективных операций материнской фирмы.

Подчеркнем, что на создание подобного привлекательного объекта для внешних инвестиций тоже изначально требуются средства самофинансирования. У финансово кризисного предприятия эти средства могут быть последними, что не должно тем не менее помешать ему выделить в отдельное предприятие подразделение, способное привлечь внешние инвестиции для освоения новшества. Отягощенному долгами материнскому предприятию разместить на фондовом рьшке свои дополнительно выпускаемые акции либо привлечь кредиты невозможно.

Конечно, дочернее предприятие не должно получать в уставный фонд ключевые для его функционирования активы (они могут быть ему предоставлены лишь в аренду. Такое предприятие подлежит полному контролю со стороны материнской фирмы, которая в пределах относительно небольшого и реального для нее уставного фонда дочернего предприятия будет обладать безусловным контрольным пакетом акций (паев).



Закрепление материала

Вопросы для повторения

1.На что может быть нацелена оптимизация плановых показателей - сбытовой цены, объема выпуска и постоянных операционных издержек предприятия по новому продукту?

2.Какие плановые показатели - помимо цены, объема выпуска и постоянных операционных издержек - способны служить предметами оптимизации, если осуществляется динамический анализ условий безубыточности? Каким образом можно оптимизировать эти показатели для нескольких плановых периодов с целью улучшения показателей эффективности инвестиционного проекта по освоению нового продукта?

3.Какую роль в рассматриваемой оптимизации играют спрос на продукцию, планируемая производственно-торговая мощность и располагаемые или необходимые для привлечения инвестиции?

4.Приведите постановку поддающейся решению на персональном компьютере задачи линейного программирования для оптимизации плановых показателей сбытовой цены, объема выпуска и размера постоянных операционных издержек.

5.Какие альтернативные варианты политики в отношении сбытовой цены, объема выпуска и размера постоянных издержек можно применять для изменения реалистичных планов по этим показателям?

Тесты для повторения

1. Достаточно ли навыков пользователя персонального компьютера, чтобы решать правильно поставленные задачи по оптимизации плановых показателей - сбытовой цены, объема выпуска и постоянных операционных издержек предприятия по новому продукту?

(а) Да, (б) Нет, (в) Нельзя сказать с определенностью.

Правильный ответ: (а), так как если используемые в задачах оптимизации параметры связаны между собой функциями, которые аппроксимированы как линейные (что, правда, несколько снижает точность получаемых результатов), то задачи решаются на



персональном компьютере с использованием стандартного программного обеспечения; в крайнем случае, для этого могут быть привлечены специалисты.

2.Уменьшение цены на неустановившемся рынке с эластичным спросом:

(а)снижает максимально возможный объем продаж, но уменьшает и объем безубыточного выпуска и продаж, увеличивая прибыль;

(б)повышает максимально возможный объем продаж, но увеличивает и объем безубыточного выпуска и продаж, в итоге, однако, способствуя росту прибыли;

(в)(б) при условии, что предприятие имеет достаточный резерв производственно-торговой мощности и возможности привлечения дополнительных оборотных средств;

(г)оказывает иное воздействие, противоречащее всем названным выше вариантам.

Правильный ответ: (в), так как при эластичном спросе на продукт прибыль максимизируется вследствие того, что объем безубыточного выпуска и продаж растет до меньшей величины, чем достаточно резко повышающийся максимально возможный, при пониженной цене, объем продаж. Тем не менее предприятие должно оказаться способным выпускать (доводя до потребителей) резко увеличивающееся количество продукции, для чего ему нужны резерв производственно-торговой мощности и дополнительные оборотные средства.

3.Снизить планируемые на будущий период постоянные (условно-постоянные) операционные издержки по осваиваемому продукту можно:

(а)не приобретая, не создавая собственными силами или не беря в аренду слишком рано активы, которые окажутся временно избыточными;

(б)не расширяя раньше времени персонал предприятия, интенсивнее (премируя в зависимости от объема выполняемых заданий) используя ранее нанятых работников;

(в)экономя на представительских расходах;

(г)«притормаживая» рост заработной платы административно-управленческого персонала;

(д)всеми перечисленными выше способами;

(е)при разворачивании объема выпуска нового продукта сначала в большей мере использовать не собственные или арендуемые мощности, а привлечение контрагентов (субподрядчиков);

(ж)(д) + (е).

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [ 47 ] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]