назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [ 45 ] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


45

производительности наименее производительного участка в технологическом цикие изготовления и продаж готовой продукции;

боих ~ максимально возможный обьем продаж; осваиваемого продукта, обусловленный спросом на него и долей предприятия на рьшке (умение определить этот объем является признаком отнесения менеджера предприятия к тем, кто по достоинству считает себя «коммерчески мыслящим»);

/* - инвестиции для создания производственных и торговых мощностей, включая единовременные затраты на дальнейщее усовершенствование технологий и самого продукта, которые позволяют предприятию выпускать и предлагать к продаже количество продукта Qax

ц(1) - функция зависимости максимально возможного объема выпуска при полном использовании производственно-торговой мощности от сделанных в ее создание инвестиций;

Су - удельные переменные издержки на единицу нового продукта;

где у = 1, ... , М - номера элементов материальных и трудовых затрат, учитываемых в составе переменных издержек предприятия (М - количество указанных элементов материальных и трудовых затрат);

kj - удельный (на единицу объема выпуска) расход материальных и

трудовых затрат, упорядоченных в пределах их множества по номерам отдельных соответствующих элементов затрат. Умение ориентироваться в удельном расходе элементов материальных и трудовых затрат первейший долг менеджеров «старой закалки», обладающих качественным техническим образованием и претендующих на знание технологий производства;

Pj - рыночная цена на покупной ресурс с номером j (включая часовые ставки заработной платы по разным категориям персонала и квалификации).

Объем выпуска и продаж G рассчитывается исходя из

объема Qp, который можно, согласно предварительно выявленному характеру спроса на продукт, продавать на исследованном сегменте рынка по цене Р, имея в виду, что предприятие в течение достаточно короткого периода (в краткосрочном плане) сохраняет свою долю d в этом сегменте рынка. Иначе говоря:

QZT-Qpxd,(16)

где d рассчитывается как отношение количества продукта, проданного в прошлом периоде данным предприятием, к общему количеству продаж этого продукта всеми его поставщиками.

Спрос на продукт, который должен быть предварительно выявлен маркетинговой группой предприятия своими силами



или с привлечением специализированных сторонних исследовательских фирм (оплата их услуг тоже составляет часть инвестиций / в освоение производства и продаж нового продукта), может быть показан как графически, так и в табличной форме. Важно лишь, чтобы было ясно, какое количество продукта по какой цене желают и готовы покупать его потребители и/или их торговые посредники. Ясно, что этот спрос должен быть выявлен также с учетом предлагаемых поставщиком продукта базисных условий поставки и оплаты соответствующих контрактов.

Коэффициенты удельного расхода покупных материальных и трудовых ресурсов в приведенной задаче оптимизации не рассматриваются как управляемые (управляющие) параметры, так как их совокупность как раз и является обобщающей характеристикой используемой новой технологии. Иначе говоря, не предполагается, что на них можно как-то целенаправленно повлиять, хотя, конечно, с течением времени эти коэффициенты будут снижаться по мере накопления опыта, появления и внедрения рационализаторских предложений и пр..

Подчеркнем, что поставленная выше задача при условии, что все участвующие в ней функции являются линейными, может быть решена стандартными методами линейного целочисленного программирования. Для этого менеджерам или предпринимателям не требуется обладать специальными знаниями и навыками, достаточно освоить (в режиме пользователя) специальные пакеты программного обеспечения, разработанные для персональных компьютеров и частично заложенные в их стандартное программное обеспечение (в частности, в программу Excel). При этом важно лишь корректно поставить задачу в соответствии с изложенными выше методическими положениями.

Дополнительные условия, которые можно ввести в задачу и сделать ее тем самым еще более исчерпывающей, выражены в следующих уравнениях:

Cv = Ф (/*)(17)

С/= v (/*)(18)

Q**=vin,(19)

где ф и \/ - функции, указывающие на то, каким образом изменятся соответственно переменные и постоянные текущие издержки предприятия от увеличения или уменьшения планируемых инвестиций. Так, переменные издержки для любого объема выпуска продукта сократятся, если инвестиции в его освоение будут увеличены в целях создания и



внедрения более совершенной технологии производства продукта, ис-ключаюш,ей брак и обеспечивающей прямую экономию материальных и трудовых затрат. В то же время любое усовершенствование технологических процессов способно потребовать приобретения, создания или аренды дополнительных единиц технологического оборудования и оснастки, а также вызвать их удорожание, что отразится на постоянных текущих издержках предприятия;

V - функция, отражающая влияние инвестиций на усовершенствование самого продукта, улучшение его качества, что способно позволить предприятию выиграть продуктовую конкуренцию и увеличить свою долю рынка, а также соответствующий ей объем продаж.

Все эти дополнительные функции, а также базовую функцию Г1 на практике вполне можно представлять в нестрогом виде статистических аппроксимаций, построенных по отдельным «точкам» экспертно оцениваемых возможных пар значений рассматриваемых параметров.

Заметим также, что совсем не обязательно сформулированную в приведенной системе уравнений и неравенств задачу решать строго математически как действительно оптимизационную (с выбором абсолютно лучшего набора оптимизируемых показателей). Вполне достаточно ввести в персональный компьютер приведенные выше простые (хотя бы даже оцененные экспертно) уравнения и вместо строгого решения заняться тривиальным подбором тех сочетаний цены, объема вьшуска и величины постоянных затрат, которые увеличивают значение целевой функции данной задачи. Методом подбора вполне можно за час-два найти если не оптимальное, то лучшее, чем изначальное, сочетание анализируемых параметров.

Среди активно рекламируемых сегодня пакетов программного обеспечения бухгалтерского анализа имеются такие, в которых содержится достаточно простое программное обеспечение для постановки и решения представленной выше задачи линейного программирования.

Если пользователь данного пакета программного обеспечения вместо учитываемой в приведенной задаче величины постоянных затрат С/-введет в условия задачи параметр {Cf - А), где Л - амортизация приобретаемых в собственность предприятия основных фондов, то решение задачи относительно объема Q будет давать приближенное представление о том, какой объем выпуска осваиваемого продукта способен обеспечить хотя бы платежеспособность предприятия.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [ 45 ] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]