назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [ 43 ] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


43

средственно в эту оптимизацию) ограничении, что долгосрочная инвестиционная ценность проекта (например, показатель его чистой текущей ценности) не уменьщается относительно ее ранее (на первом этапе алгоритма составления бизнес-плана) оптимизированной величины.

Таким образом, подчеркнем, что целью рассматриваемой здесь оптимизации сочетания показателей цены, объема выпуска и структуры текущих издержек может быть лищь максимизация прибыли в конкретные календарные периоды.

Говоря о функции максимизации прибылей (денежных потоков), необходимо учитывать, что если максимизируются их суммы за несколько последовательных периодов, то входящие в них величины, характерные для отдельных периодов, необходимо складывать дисконтируя. Другими словами, чистые доходы более поздних периодов t следует (отражая влияние фактора времени и упускаемую выгоду от неперевложения позже получаемого дохода в безрисковые ценные бумаги или банковские депозиты) уменьшать путем домножения на фактор F текущей стоимости (ценности) более поздних доходов, который представляет собой величину, обратную единице плюс соответствующей (учитывающей риски проекта) ставке дисконта:

Для расчета представленного именно в этом виде фактора текущей стоимости будущих доходов существуют специальные таблицы и запрограммированные по ним финансовые калькуляторы. В этих таблицах, иногда на финансовом жаргоне называемых таблицами шести функций денег, колонка, откуда берут соответствующее по строке числа периодов значение данного фактора, как правило, имеет номер 4.

Влияние на увеличение суммарной прибьши (если будущий чистый доход отражать данным показателем) может оказать, во-первых, рациональная ценовая политика предприятия. Соответствующая спросу цена на новый продукт способна максимизировать объем продаж до такой степени, что даже при меньшей цене общая масса прибьши окажется более высокой, чем если бы продукт продавался дороже.

Когда спрос на продукт обладает высокой ценовой эластичностью (т.е. даже небольшие изменения еще не установившейся рыночной цены вызывают непропорционально более значительные изменения объема покупок потребителями), то умень-



шение цены в состоянии настолько резко повысить объем продаж, что сдвиг точки и объема безубыточности в сторону гораздо больших объемов компенсируется тем, что на целевом (закрепленном фирмой за собой) сегменте рынка становится возможным продавать продукта больше, чем увеличившийся объем безубыточности. Это снимает ограничение по объему продаж продукта и позволяет предприятию рассчитывать на прибыльный режим работы в соответствуюшем периоде. Конечно, тогда решающим становится наличие у предприятия либо резерва инвестиций для необходимого увеличения производственных мощностей, либо неиспользуемого пока резерва мощностей по выпуску продукта. Поэтому оптимизация цены и объема выпуска нового изделия обязательно предполагают предварительное выяснение (прогнозирование) емкости и ценовой эластичности спроса на новшество.

Если этот спрос известен хотя бы приблизительно, то возникает возможность смоделировать реакцию потребителей на любую назначаемую предприятием цену, т.е. спрогнозировать, какое количество продукта по данной цене можно реально продать.

Во-вторых, максимизация прибылей посредством изменения объема выпуска продукта при неизменной на него цене означает большее или меньшее использование намечаемых к созданию (или уже созданных) производственных мощностей.

«Степени свободы» в действиях предприятия здесь как раз и состоят в том, чтобы адекватно отреагировать на реальную рыночную цену на продукт, если она на рьшке уже установилась.

В-третьих, прибыли предприятия могут возрасти, если оно сумеет привлечь дополнительные инвестиции, которые можно использовать для:

1)увеличения производственных мощностей по выпуску продукта, когда на него уже по существующей цене имеется неудовлетворенный спрос;

2)приобретения (создания собственными силами) и освоения новых технологий производства (продаж) продукта, которые в состоянии достаточно резко снизить его себестоимость без снижения качества или даже при увеличении его.

Последнее, в частности, предполагает снижение уровня (функции) прямых переменных затрат по выпуску (и продажам) осваиваемого изделия. К таким затратам относятся расходы на сырье, материалы, полуфабрикаты, технологические затраты энергии и топлива, комплектующие изделия (компоненты), на



сдельную оплату труда и пр. В результате снизятся как средняя удельная (на единицу выпускаемого продукта) себестоимость изделия, так и общая величина переменных издержек, что соответственно увеличит массу получаемой предприятием прибыли.

Переход к новым технологиям выпуска вновь созданного продукта означает определенное затягивание процесса его освоения. В свою очередь, это увеличит период, в расчете на который максимизируется прибьшь, в том числе из-за усоверщен-ствований либо просто изменений конструкции или рецептуры самого рассматриваемого продукта, зачастую неизбежных при переходе на какие-либо принципиально новые технологические процессы и соответствующее новое технологическое оборудование. Однако это выведет осваиваемое новшество на более высокий уровень новизны и эффективности проекта в долгосрочном плане, продлит срок полезной жизни продукта.

Привлечение в предприятие инвестиций зависит как от эффективности (чистой текущей стоимости) проекта нововведения, так и от имущественного обеспечения, которое имеется у предприятия. Чем эти факторы благоприятнее, тем на большую величину привлекаемых инвестиций (соответственно на большую стартовую производственную мощность и на меньшую себестоимость технологически прогрессивного процесса выпуска продукта) можно рассчитывать.

Наконец, в-четвертых, максимизация прибьшей при освоении новшества достижима вследствие экономии на постоянных (фиксированных, условно-постоянных) издержках при выпуске и продажах нового продукта. Более того, данная экономия сама по себе предполагает самостоятельную оптимизацию указанных издержек (их минимизацию), которая может быть достигнута следующими путями:

•реализацией режима экономии на вновь создаваемом предприятии в период его становления (то же самое касается новой продуктовой линии или нового подразделения на существующем предприятии);

•рациональным выбором между покупкой в собственность предприятия необходимых ему основных фондов (недвижимости, оборудования) и взятием их в аренду (в том числе в лизинг с последующим выкупом);

•принятием обоснованных решений в части определения типа трудовых отношений с необходимыми предприятию работниками, предполагающих выбор между:

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [ 43 ] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]