назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [ 42 ] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


42

Глава

Оптимизация цены, объема выпуска и постоянных издержек по новому продукту

На основе анализа безубыточности планируемого нового продукта можно произвести не только проверку на безубыточность новшества (а также на платежеспособность осваивающего его предприятия), но и на оптимизацию цены, объема вьшуска и постоянных (фиксированных, условно-постоянных) издержек - по критериям максимизации прибыли, получаемой от данной инновации в разные периоды.

Критериями оптимизации способны выступить максимизация:

•балансовой прибьши предприятия, создаваемого для освоения новшества;

•реформированной (за вычетом налога на имущество) балансовой прибьши предприятия, что то же самое, что максимизация «прибьши до уплаты процентов за кредит и налогов с прибьши (EBIT, earnings before interest and tax)»;

•прибьши до уплаты налога на прибьшь (ЕВТ, earnings before tax);

•чистой прибьши предприятия (после уменьшения ее на причитающиеся по долгосрочным кредитам проценты и величину налога на прибьшь - «по умолчанию» чистые прибьши имеются в виду всегда, когда речь идет просто о прибьшях);

•прибьши до уменьшения ее на причитающиеся отчисления в амортизационный фонд, а также до процентов и налогов {EBDIT, earnings before depreciation, interest and tax);

•любой из приведенных разновидностей прибьши в расчете на первый календарный (финансовый) период бизнес-плана предприятия (год, квартал, месяц);

•любой из приведенных разновидностей прибьши в расчете на первые два или три (но не больше) указанных календарных периода;

•любой из приведенных разновидностей прибьши в расчете на один конкретный (не первый) календарный период бизнес-плана.

«Управляемыми параметрами» предлагаемой оптимизации, т.е. тем, что можно изменять при составлении бизнес-плана, Могут выступать:



•назначаемая на новый продукт цена;

•объем его выпуска (соответственно степень использования предусматриваемых по бизнес-плану производственных мощностей);

•привлекаемые инвестиции;

•структура постоянных (условно-постоянных) издержек предприятия.

Ограничениями при оптимизации затрат и результатов по бизнес-плану предприятия (новшества) должны служить:

•наблюдаемый и/или прогнозируемый (с учетом дополнительных капиталовложений на рекламу и иные формы маркетинга) спрос на новый продукт;

•располагаемые (в порядке самофинансирования) и способные быть привлеченными в данный бизнес партнерские и заемные инвестиции, которые могут быть использованы для форсирования вьшуска продукта или для внедрения (создания и освоения) усовершенствованных технологий его выпуска (что позволит либо повысить качество продукта и спрос на него, либо снизить прямые переменные расходы на его выпуск);

•технологически необходимое время на организацию выпуска и продаж новшества;

•степень доступа к прогрессивным технологиям выпуска новшества (доступность титулов интеллектуальной промышленной собственности и самого ноу-хау новшества).

Необходимо отметить, что целевой функцией данной оптимизации не может быть максимизация прибылей за весь срок полезной жизни осваиваемого продукта, так как подобный более долгосрочный анализ требует уже рассмотрения не только прибылей от текущих операций, но и:

а)сопоставления этих прибылей с реальными инвестициями;

б)учета фактора времени при сравнении разновременных затрат и результатов, т.е. их дисконтирования по соответствующей индивидуальной (учитывающей риски проекта) ставке дисконта;

в)использования для такого анализа скорее более объективного показателя денежных потоков (сальдо платежей и поступлений, cash-flows), а не бухгалтерских прибылей создаваемого предприятия (осваиваемой продуктовой линии).

Все это составляет уже предмет специальных инвестиционных расчетов по бизнес-плану, иначе говоря, вычислений и оптимизации показателей чистой текущей ценности, или чистой текущей стоимости {net present value, чистого дисконтирован-



ного дохода), внутренней нормы доходности, индекса доходности и срока окупаемости инвестиционного проекта.

Отметим при этом, что даже максимизируя прибыли или денежные потоки предприятия за сравнительно короткий период, следует суммировать их дисконтированные по специально выбранной ставке дисконта ожидаемые величины.

Если оперировать показателем прибыли, то, таким образом, максимизации должна подлежать величина суммарной прибыли П, описываемая следующей формулой:

П=Хп,х1/(1-ьО,(13)

где /о - номер календарного периода, начиная с которого максимизируется прибыль предприятия;

Г*-продолжительность времени (количество календарных периодов), в расчете на которое максимизируется прибыль предприятия; -прибыль предприятия в календарный период с номером t,

i -ставка (индивидуальная, с учетом рисков проекта) дисконта, ш-торую следует применять для соотнесения разновременных прибылей данного предприятия.

Другое дело, что по результатам оптимизации прибыли и денежных потоков в конкретные первые периоды ведения операций с новым продуктом, как того требует алгоритм составления бизнес-плана (см. рис. 3.1), разумно вернуться к расчету перечисленных выше инвестиционных показателей и проверить, не ухудшились ли они для проекта в целом. И если они изменились в нежелательную сторону, то целесообразно выяснить у основных инвесторов проекта (сделав это вне непосредственной оптимизационной процедуры), что существеннее для них:

•более высокая долгосрочная эффективность проекта (отражаемая, например, внутренней нормой его доходности);

•либо как можно более короткий срок окупаемости инвестиций и более быстрое достижение создаваемым под новшество предприятием (новой продуктовой линией, подразделением существующего предприятия) финансовой устойчивости - в той мере, в какой она обеспечивается прибыльностью текущих операций?

Если для инвесторов высшим приоритетом является долгосрочная эффективность проекта, то следует вообще начинать с оптимизации проекта по его инвестиционному расчету, а к рассматриваемой оптимизации текущих финансовых показателей прибегать лишь при том дополнительном (и вносимом непо-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [ 42 ] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]