назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [ 4 ] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


4

При ликвидации совместаого венчурного предприятия его активы - в том числе нематериальные, т.е. права интеллектуальной промышленной собственности, - после погашения долгов предприятия делятся между учредителями в обшем порядке пропорционально их доле в уставном капитале. Патенты, полученные на имя совместного предприятия в период его деятельности, переоформляются на имя учредителей-правопреемников (если в уставе ликвидируемой фирмы не оговорено иное) как совместные, т.е. дающие каждому патентовладельцу возможность коммерчески их использовать при условии, что патентовладельцы исправно платят свою долю ежегодных пошлин за поддержание патента в силе. Продажа лицензий на такие патенты третьим лицам может состояться лишь по взаимному согласию сторон, совместно держащих патент.

При создании совместных подразделений и совместных предприятий особый интерес может вызвать передача технологии (научно-технического задела) вместе с уникальным оборудованием, воплощающем данную технологию. В обучении эксплуатации подобного оборудования может заключаться цель передачи технологии. В данном случае речь идет о капиталоемких недвижимых установках типа мощных ускорителей элементарных частиц либо о более компактных движимых, но намеренно никому не продаваемых агрегатах и приборах.

В рассматриваемом контексте совместные подразделения часто принимают вид временных творческих коллективов, образуемых внутри организации-владельца и работающих с использованием уникального оборудования. Специалисты передающей стороны участвуют в работе в качестве прикомандированных.

В совместные венчурные предприятия, ориентированные на коммерциализацию передаваемых им технологий, подобное оборудование может вноситься в качестве имущественного вклада в уставный капитал, оцениваемый по рыночной или договорной оценке стоимости оборудования.

При другом варианте совместное предприятие получает исключительное право на аренду указанного оборудования, так что причитающаяся за первое время арендная плата реально не уплачивается, а капитализируется в качестве финансово-имущественного вклада в уставный фонд совместного венчурного предприятия. Такой способ передачи в пользование совместному предприятию указанного оборудования считается для обеих сторон менее рискованным, ибо при этом одна сторона



не теряет права собственности на оборудование, а другая экономит на налогах на имущество и амортизации, не отягощая себя дополнительными неликвидными активами.

Совместная разработка передаваемого в общее пользование задела результатов исследований, осуществляемая через формирование «институционализированных» совместных коллективов, эффективна с точки зрения создания условий для совместной работы информационно обогащающих друг друга специалистов. Однако такая форма и наиболее опасна, поскольку при ее реализации резко увеличивается вероятность «утечек» научно-технической и конъюнктурной информации, а также «утечек» самих специалистов, которые, став носителями ценного ноу-хау, могут перейти на более высокооплачиваемую работу к конкурентам. Они могут также попытаться на базе этого еще слабо юридически защищенного ноу-хау учредить собственные частные предприятия (так называемые entrepreneural spin-offs), что регулярно повторяется как массовое явление, в частности, в знаменитой Силиконовой долине, Калифорния (США). Для страны, региона - это благо, но для организации, откуда таким образом безвозмездно «уходят» технологии, - потери.

В отличие от совместных подразделений и совместных предприятий по разработке и коммерциализации научно-технического задела научно-производственная кооперация предполагает, что стороны договариваются о проведении сквозного совместного процесса: разработки передаваемых для дальнейщего использования в производстве технологий, освоения промышленного выпуска и продаж продукции и услуг, а также дальнейших постоянных кооперированных (по взаимным поставкам сырья и компонентов, услуг) производства и сбыта. Работа проводится в режиме как разделения труда по этапам, так и создания смешанных коллективов, однако не оформленных в подразделения со своим бюджетом и тем более в совместные предприятия.

Важным в научно-производственной кооперации представляется то, что стороны в режиме разделения ответственности за закупку и/или выпуск отдельных компонентов и материалов будут совместно, в условиях кооперации взаимных поставок (а не просто параллельно) коммерчески эксплуатировать совместно доработанную технологию стороны-донора, оформив на эту технологию также права промышленной собственности (патенты на изобретения, промышленные образцы, товарные знаки). Юридически такое сотрудничество приобретает вид со-



вместного проекта или договора о совместной деятельности - joint venture, или, согласно отечественному законодательству, так называемого полного товарищества.

Потенциально для передающей исходную технологию стороны это наиболее перспективный способ коммерчески реализовать свой ноу-хау. Однако этот способ требует значительных собственных инвестиций и текущих издержек, а также отказа от претензий на получение скорой (но малой) компенсации. Впрочем, участники кооперации могут реализовать промежуточные и побочные результаты совместного проекта посредством продажи простых патентных либо беспатентных лицензий заодно, без ущерба для конечных планируемых доходов и ускорения окупаемости проекта в целом.

Далее мы рассмотрим методы коммерческой реализации новых технологий (в основном существующих на уровне научно-технических заделов), которые опираются на использование людей-носителей соответствующего ноу-хау. Наиболее простым методом выглядит, пожалуй, организация платного обучения и консультирования.

Услуги платного обучения как способ косвенной продажи еще широко не опубликованных результатов исследований и разработок обычно предлагают в следующих режимах:

а)стажировок на реальной опытно-промышленной базе или на специально созданных упрощенных тренажерах, однако с чисто учебными целями;

б)теоретического и/или методического обучения в виде организации циклов групповых занятий, а также прикрепления к ведущим специалистам, руководящим самостоятельным индивидуальным обучением по специально предоставляемым комплектам методических материалов;

в)устройства разовых обучающих семинаров по наиболее привлекательным темам;

г)подготовки, издания и строго контролируемого распространения (без права дальнейшей передачи и тиражирования) за достаточно высокую цену «классических» малотиражных (большие тиражи «сбили» бы эту цену) учебных пособий и учебников, а также пакетов компьютерных обучающих программ и учебных текстов, справочников, справочных пособий, номограмм и т.п.

Консультирование по ключевым элементам новых технологий может быть составной частью услуг обучения либо выступать самостоятедьной. платной услугой. Последняя зачастую служит

[Старт] [1] [2] [3] [ 4 ] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]