назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [ 34 ] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


34

Из приводимых вариантов соотношения минимального предложения продукта предприятием и выявленного спроса на этот продукт в рассмотрение при практически значимом (реалистичном) анализе безубыточности войдут (см. рис. 4.7):

•в вариантах (а) и (в) - все пары безубыточных цен и объемов выпуска, соответствующие всей длине линии Smm,

•в вариантах (б) и (г) - только те пары показателей, которые соответствуют частям линии Smin до ее пересечения с кривой спроса D (т.е. пары цен и объемов выпуска, где объем выпуска не превышает объема Qg, который в точке Е является по сути объемом вероятных продаж, характерным для ожидаемого равновесия рынка).

Нак нак нак >=-мак„«-нак„ ъснак

П. Динамический анализ условий безубыточности применительно к неустановившемуся рынку

Рис. 4.7. Построение и использование графика дня динамического анализа безубыточности на неустановившемся рьшке (по аккумулированному, или «накопленному», объему выпуска)



Планирование на перспективу минимального предложения нового продукта особенно важно тогда, когда предприятие:

а)либо ограничено в возможностях привлечения дополнительного (стороннего) долевого или кредитного капитала и вынуждено просчитывать наращивание реальных ддя предприятия минимальных безубыточных объемов выпуска в сочетании с реальными для сбыта безубыточными ценами;

б)либо намеревается проводить долгосрочную политику привлечения и закрепления за собой покупателей посредством предложения им товара в первые годы (кварталы, месяцы) по льготным, намеренно заниженным ценам. Но тогда оно должно установить лимит снижения цены до уровня безубыточности в расчете на определенные объемы выпуска льготного товара (то же относится к льготным ценам на услуги по сопровождению продукта у потребителя).

Все это подлежит отражению в бизнес-плане продукта и его рынка, улучшения и развертывания операций вновь создаваемого специализированного по продукту предприятия.

Использование анализа безубыточности в бизнес-планировании может быть еще эффективнее и в ряде случаев нагляднее, если при этом проявятся параметры времени и исчерпания резервов емкости спроса на продукт. Анализ безубыточности будет тогда называться динамическим. Напрямую ввести календарное время в анализ безубыточности применительно к неустановившемуся рынку можно, если проводить анализ в графическом виде в трехмерном пространстве, предусмотрев в качестве третьей оси время. Однако тогда анализ значительно усложнится, сделается менее наглядным. Поэтому время в данный анализ приходится вводить косвенно, опосредованно, на первый план выставляя скорее не само время, а динамику наращивания объема выпуска и тем самым исчерпания емкости спроса на продукт.

Можно, например, использовать на горизонтальной оси в качестве параметра «объем выпуска» (Q) не текущий (в конкретный календарный период), а аккумулированный объем выпуска (Онак) т.е. как бы накопленный за предьщущее время плюс выпуск в текущем периоде . На вертикальной оси помимо постоянных издержек в этом случае по-прежнему будут откладываться обьшные текущие выручка и затраты. Таким образом, на основном графике сохранится возможность сравнивать при разных (только теперь накопленных за все время выпуска про-



дукта) объемах выпуска и продаж товара выручку и издержки предприетия. Можно будет контролировать и точку пересечения линий выручки и совокупных издержек, определять соответствующий этой точке безубыточности объем выпуска. Он уже будет состоять из объема выпуска, накопленного к началу календарного периода, на который приходится соответствующий точке безубыточности аккумулированный объем выпуска, и из безубыточного объема выпуска в текущий рассматриваемый календарный период.

Такая методика позволяет строить параллельно графику, по которому определяется точка безубыточности, другой график, где изменение цены продукта и его себестоимости ставится в зависимость именно от аккумулированного объема его выпуска. Подобная зависимость является естественной, ибо оба параметра зависят не столько от времени, в течение которого осуществляется выпуск продукта, сколько - в том, что касается себестоимости, - от накопленного опыта производства и продаж (а он наиболее адекватно измеряется аккумулированным объемом выпуска и продаж) и - по отношению к цене - от того, в какой степени накопленное предложение товара успело насытить спрос. Ведь спрос и представляет собой готовность потребителей покупать продукт по разной цене в зависимости от количества товара на рынке.

Известно, что наиболее распространенной динамикой ценообразования или схемой изменения цены во времени, применяемой ценовыми лидерами на неустановившемся рынке, является так называемая зонтичная динамика цены, показанная на графике I рис. 4.7. Она увязывает рост аккумулированного объема выпуска продукта со снижающейся себестоимостью единицы продукта (С) и ценой (Р), которая сначала короткое время может быть даже несколько ниже себестоимости (типично для привлечения к новому продукту потребителей), а затем быстро выходит на уровень выше себестоимости, который обеспечивает прибыль, как минимум, соответствующую рыночной ставке ссудного процента. Далее цена, наконец, постепенно снижается до уровня (и даже ниже уровня) себестоимости, вплоть до так называемой точки закрытия предприятия, когда выручка сравнивается с переменными издержками и, соответственно, не может быть использована на покрытие постоянных издержек.

Если предприятие, начиная освоение нового продукта для неустановившегося рынка, спланирует для себя сначала зо1гтичную

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [ 34 ] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]