назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [ 33 ] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


33

(например, при больших потребности и спросе на ресурсы - сырье, материалы, комплектующие изделия - цены на них могут начать расти). Если это изменение происходит в сторону увеличения и опережает рост переменных издержек Q, указанное явление обусловливается удорожанием себестоимости единицы продукта при росте масштабов его выпуска и размещения на рьшке. До определенного «порога», когда начнут больше сказываться эффект масштаба производства и экономия на постоянных (условно-постоянных, изменяющихся только при значительном изменениии объема выпуска) расходах, это отвечает общим для рыночной экономики закономерностям снижения маржинальной производительности). Линия Smm в свою очередь радикально изменит свой наклон и приобретет вид «классической» линии возрастающего предложения (см. график II на рис. 4.5).

График I

График II

Рис. 4.5. Выведение «классической» линии минимального предложения при удорожании переменных издержек выпуска продукта

Экономический смысл и выводы для принятия практических решений по применению кривых Sjm-, отображенных на графике II рис. 4.4 и графике II рис. 4.5, таковы:



1)если начальный капитал ограничен и предприятие не может быстро наладить любой объем выпуска и в то же время конъюнктура на рынках ресурсов (материалов, труда и т.п.), необходимых для производства и продаж данного продукта, стабильна, а по продукту на неустановившемся рынке имеется явный неудовлетворенный спрос, то естественной стратегией предприятия может быть установление поначалу (когда объем выпуска в процессе освоения производства еще технологически ограничен объемом Qi* и есть платежеспособные потребители, остро нуждающиеся в продукте) достаточно высокой цены (не менее Pi*), чтобы хотя бы обеспечить безубыточную работу предприятия; этому соответствует точка Sj на графике II рис. 4.3. Затем по мере наращивания вьшуска и продаж до Q2*, Q3*, Q4* для последующего закрепления на рынке цена может быть понижена соответственно до Р2*, Р3*, Р4* (точки S2, S, S4 на графике II рис. 4.4);

2)если начальный капитал предприятия неограничен (имеются, например, возможности приобрести любые количества заемного капитала и быстро выйти на любые объемы выпуска продукта), то независимо от будущей стабильности конъюнктуры на рынках ресурсов предприятие для практических решений может пользоваться кривой Sm на графике II рис. 4.4, так как за короткое время уровень цен и доступности ресурсов не изменится;

3)если начальный капитал предприятия, используемый для освоения данного продукта, ограничен и оно не может быстро наладить любой выпуск продукта, а в то же время прогнозируется удорожание ресурсов (к тому же по рассматриваемому продукту отсутствует неудовлетворенный спрос, «ниша» на рынке, либо этот спрос еще не полностью сформировался), то более обоснованной стратегией предприятия в отношении цены и объемов выпуска, является та, которая отвечает кривой Sm на графике II рис. 4.5. При этом минимальная цена безубыточных операций с продуктом будет повышаться вместе с увеличением объема вьшуска, сначала будучи достаточно низкой для того, чтобы продать начальный объем выпуска Qi* и таким образом сразу же закрепиться на рынке.

Очевидно, что полная ясность с выбором ценовой политики предприятия может быть достигнута только тогда, когда удастся на одном графике отразить как линию (траекторию) минимального предложения продукта, так и эмпирически полученную кривую спроса на него. Подобное совмещение (его варианты представлены на рис. 4.6) позволит для целей реального выбора



выделить только ту часть линии предложения, которая не будет превышать уровня спроса (т.е. на графике она будет ниже кривой спроса).

р*,Р

Рис 4.6. Варианты соотношения минимального предложения продукта предприятием и выявленного спроса

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [ 33 ] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]