назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [ 32 ] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


32

в описанной ситуации анализ безубыточности может проводиться как с целью установления только минимально допустимой продажной цены (т.е. цены при заданном объеме выпуска на определенный краткосрочный период), так и для разработки плана совместного изменения объемов выпуска и цены продукта во времени, когда для более или менее долгосрочного интервала времени будет выбираться определенная ценовая политика в расчете на разные возможные объемы безубыточных выпуска и продаж. В первом случае анализ безубыточности для предприятия, выходящего на неустановивщийся рынок, базируется на уже рассмотренном стандартном подходе (см. комментарии к формулам 8-10 и рис. 4.1). Задача при этом сводится по сути к определению такой цены («цены безубыточности»), которая в расчете на планируемый объем выпуска продукта обеспечивала бы предприятию, как минимум, безубыточную работу.

Если намечается постепенно наращивать выпуск продукта, то исходя из планов освоения его производства можно для каждого будущего планируемого периода (т.е. для каждого намечаемого растущего объема вьшуска) определять свою цену безубыточности, так что она будет постепенно снижаться.

Реально устанавливаемая на продукт цена, конечно, будет отличаться от цены безубыточности. Она должна соответствовать конкретному спросу на продукт. Однако предприятие, опираясь на вычисленное значение Цены безубыточности, будет тогда знать, какой спрос ему надо создать или на какой имеющийся спрос надо ориентироваться, чтобы, делая инвестиции в определенные производственные мощности и наиболее эффективно используя их, иметь возможность назначать приемлемую для потребителей цену, которая была бы выше цены безубыточности и гарантировала предприятию прибыли. Анализ безубыточности в этом случае позволит предприятию, наряду с прочим:

а)либо выбирать продукт, по которому на неустановившемся рынке тем не менее уже существует спрос, достаточный для того чтобы продавать этот продукт по цене более высокой, чем цена безубыточности;

б)либо оценивать то, какие затраты надо еще понести (в дополнение, возможно, к уже начатым инвестициям в подготовку и освоение производства продукта), чтобы возбудить достаточный уровень спроса на продукт, продвигаемый фирмой на рынок.

Более значительный практический интерес может вызвать применение анализа безубыточности для установления политики предприятия в отношении совместного планирования и объ-



ема выпуска, и цены продукта, так чтобы знать, какие пары этих величин обеспечивают, как минимум, безубыточную работу предприятия на неустановившемся рынке.

Результатом анализа безубыточности в этом случае будет либо выведение для предприятия линии необходимого минимального предложения продукта в краткосрочном плане, либо определение минимально допустимого предложения продукта на перспективу, выход предприятия на которую может быть постепенным. Тогда можно будет прогнозировать убытки предприятия, пока оно не достигнет режима минимального предложения товара, а также намечать источники покрытия ожвдаемьгх убьггков.

Наличие множества пар величин объема выпуска и цены продукта, обеспечивающих безубыточность работы предприятия, означает, что при практическом использовании анализа безубыточности должно появиться множество точек безубыточности. Они и будут в конечном счете определять линию минимального предложения продукта за более долгосрочный период. При неизменной структуре издержек предприятия нахождение линии, на которой будут концентрироваться альтернативные точки безубыточности («геометрические места» точек безубыточности), показано на графике I рис. 4.4.

Главным отличием картины на графике I рис. 4.4 от ситуации, описываемой на рис. 4.1, является то, что на фафике I рис. 4.4 отображены различные возможные линии выручки {R\, Rj и т.д.), исходящие из начала координат фафика лучами с разными углами наклона, соответствующими разным ценам продукта.

Эти линии, пересекаясь с неизменной линией совокупных издержек, дают точки с номерами 1, 2, 3, 4, альтернативные единственной точке безубыточности на рис. 4.1, которые и составляют траекторию безубыточной работы предприятия при наращивании им объема выпуска либо при выборе начального объема выпуска и продаж.

Однако эта траектория безубыточной работы еще не является искомой траекторией минимального (для безубыточной работы) предложения продукта, так как не указывает напрямую на пары значений безубыточных объемов выпуска и цен продукта. Цены безубыточности, соответствующие разным безубыточным объемам выпуска, здесь отображены лишь косвенно, через безубыточные величины выручки Ri *, R2*, R3* я R4 *, составляющие пары значениям безубыточных объемов вьшуска Q] *, Q2 *,

03*И (24*.



I. Получение траектории безубыточной работы предприятия

о е*, 0*3 0*4

II. Линия (траектория) минимального предложения продукта при неизменной структуре издержек

Рис. 4.4. Взаимосвязь траекторий безубыточной работы и минимального предложения продукта

Чтобы вычислить цены безубыточности при разных безубыточных объемах выпуска, надо безубыточные выручки iJ* разделить на соответствующие им безубыточные объемы выпуска Q*. Эта операция позволяет перейти от траектории безубыточной работы предприятия на графике I рис. 4.4 к траектории минимального предложения продукта на графике II рис. 4.4, так что цены безубыточности Р*, составляющие пары безубыточным объемам выпуска Q* и получаемые путем такого действия, и дают искомые точки -5*1, S2, -5з, 64 на кривой минимального (для сохранения безубыточности) предложения продукта.

Следует подчеркнуть, что в описанном случае структура издержек предприятия и цен на используемые ресурсы при разных проектируемых или фактических объемах выпуска продукта приняты за неизменные. В действительности они могут изменяться

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [ 32 ] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]