назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [ 31 ] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


31

страховых взносов не потребуются фонды, которые предприятием не образовывались, так как предназначенными в них средствами предприятие погашало убытки.

Анализ условий платежеспособности предприятия позволяет, таким образом, в случаях, когда предприятие будет только постепенно осваивать производство и продажи продукта, проверить, сумеет ли оно сразу (за первый же цикл закупок и продаж, платежей и поступлений) выйти на объем выпуска и продаж, позволяющий без привлечения дополнительных (сторонних) средств свести баланс текущих платежей и поступлений, иметь сбалансированный кассовый план, не оказаться неплатежеспособным. Если в результате такой проверки выяснится, что рассматриваемый вновь осваиваемый продукт сразу не обеспечит текущую платежеспособность предприятия, для которого реально в первый год (квартал, месяц) выпустить и продать (см. рис. 4.3) лишь единиц товара (во второй - Q/), то из данного анализа станет ясно, каких сумм в разные периоды роста объемов вьшуска и продаж предприятию будет недоставать для поддержания своей платежеспособности.

Графически эти суммы окажутся равными площадям зоны платежных дефицитов, приходящихся на каждый данный период. Эти площади получаются из умножения разницы между потребными денежными средствами, т.е. координаты по оси ординат соответствующей точки на линии Сщ, и выручкой при данном объеме выпуска и продаж, т.е. координатой по оси ординат соответствующей этому объему точки на линии R, на объем выпуска и продаж за рассматриваемый период. Так, в расчете на период ti (в первом году или квартале, месяце освоения производства и/или продаж продукта) ожидаемый дефицит платежных средств предприятия отражен на рис. 4.3 площадью сектора (О, Cfnf, Cfj, Rf) зоны неплатежеспособности. Во втором периоде планируемого роста вьшуска и продаж продукта на предприятии (за время ti), когда к концу этого года (квартала, месяца) предприятие сможет достичь объема вьшуска и продаж Q,

ожидаемый дефицит платежных средств будет соответствовать алгебраической сумме, или сальдо, сначала дефицита средств, (например, в первой половине периода г2), соответствующего сектору (Rt, Cf, В) (часть зоны неплатежеспособности), а потом (во второй половине периода ti) превышения поступлений



над необходимыми платежами, отраженного сектором (В, Rf, Cf) (часть зоны платежеспособности).

Эта алгебраическая сумма (сальдо) за период может действительно еще быть дефицитом платежных средств, а может превратиться уже и в положительное сальдо средств на банковских счетах и в кассе предприятия. Все будет зависеть от положения переломной точки В, т.е. точки платежеспособности, и в итоге от величины объема выпуска и продаж Qi,, обеспечивающего текущую платежеспособность предприятия.

Выявленный для соответствующих будущих периодов размер ожидаемого дефицита платежных средств позволит заранее задаться вопросом о том, из каких источников его можно будет погасить, создаст основу для отражения этих источников в бизнес-плане, для оценки реальности и подготовки обращения к этим источникам, а также получения из них средств в случае необходимости.

Главными источниками погашения ожидаемого дефицита платежных средств, как известно, являются:

а)собственный (уставный) капитал предприятия;

б)кредит;

в)привлечение дополнительных взносов от пайщиков предприятия либо средств от размещения (среди старых и новых акционеров) дополнительно выпускаемых акций;

г)переброска на проект освоения данного продукта средств из ожидаемого в соответствующие критические периоды положительного сальдо поступлений и платежей по другим проектам и видам деятельности предприятия (которые оно или уже ведет или может вести параллельно).

Обращение к выбранному источнику, таким образом, синхронизируется в бизнес-плане с периодом ожидаемого дефицита платежных средств и означает, что в этом плане отражаются и те мероприятия и затраты (вместе с источниками их финансирования), которые предварительно надо провести, чтобы сделать реальным получение недостающих средств из выбранного источника. К указанным мероприятиям можно отнести, например, выделение наличного имущества под залог планируемого кредита, техническое обеспечение и маркетинг намечаемых дополнительных выпусков акций и т.п. Если ожидаемую временную неплатежеспособность предприятия (по данному продукту) в бизнес-плане не удастся компенсировать из каких-либо внутренних и сторонних источников приращения или заимствования платежных средств, то остаются следующие возможности:



а)изыскать в периоды намечающейся неплатежеспособности способы приобретения ресурсов (сырья, материалов, комплектующих изделий, товаров для торговли, трудовых услуг) в кредит (с рассрочкой платежей);

б)ускорить платежи за продаваемые товары и услуги (пересмотреть в указанные периоды условия оплаты поставок предприятия: ввести предоплату, авансовые платежи, отменить продажи в кредит, ввести скидку за досрочные платежи и др.);

в)пересмотреть структуру издержек, поставщиков и покупателей.

В любом случае с учетом подобных изменений в бизнес-плане потребуется провести анализ безубыточности и анализ платежеспособности заново.

4.3. Анализ условий безубыточности

применительно к неустановившемуся рынку

Вариант анализа условий безубыточности (и примыкающего к нему анализа условий сохранения платежеспособности) предприятия при его выходе с новым продуктом (услугой) на неус-тановивщийся рынок менее однозначен, чем «классический» вариант этого анализа для установившегося рынка.

При этом неустановившимся считается рынок, где у предпри-ятия-инноватора, осваивающего продукт, имеется свобода в проведении ценовой политики, т.е. в назначении (с учетом спроса) произвольно выбираемой им цены на продукт. Такой рынок либо еще вообще отсутствует (в случае принципиально новых продуктов), либо еще не является ни конкурентным, ни состязательным (см. определения этих понятий в курсе микроэкономики).

В том, что касается условий закупок, конъюнктуры на рынках ресурсов (сырья, материалов, труда и т.п.), для упрощения можно предположить, что эти рынки являются установивщими-ся, цены и предложение на них известны и относительно стабильны (с учетом возможной инфляции). В то же время в действительности освоение нового продукта может потребовать освоения кем-либо из поставщиков специальных (под данный продукт) новых оборудования, комплектующих изделий, материалов, услуг, новой квалификации предлагаемого труда. Тогда на рынках этих специальных ресурсов также может возникнуть ситуация вновь образующегося нестабильного рынка.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [ 31 ] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]