назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [ 28 ] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


28

лей на приводимом графике резко расширяется, предельная прибыль, т.е. прибыль от каждой дополнительно выпущенной и проданной единицы продукта, заметно возрастает);

Рис. 4.2. Варианты развития предприятия (продуктового проекта) при альтернативных структурах издержек и объемах выпуска, обеспечивающих безубыточность операщ1й

в) при отсутствии начальных средств, достаточных для освоения объема Qa сразу же, будет выходить на этот более значительный, чем в варианте 2, объем выпуска и продаж медленнее, т.е. дольше работать с убытками;



г) при любых сопоставимых объемах выпуска в обмен на большую достигаемую тогда прибыльность будет рисковать - в случае необеспечения или задержки продаж выпушенного продукта - гораздо большими суммами непокрываемых постоянных издержек.

Вариант 2 показывает, что предприятие:

а)неся очень низкие постоянные издержки, даже скудно технически оснащенное, не обладающее квалифицированным собственным штатным кадровым персоналом, который мог бы подготовить освоение продукта, имеет зато при выпуске продукта более высокие переменные затраты. В итоге на предприятии будут действительно низкие постоянные расходы; однако «ценой» этого окажутся повышенные трудозатраты работников, привлекаемых на сдельных условиях оплаты, брак, нерациональное и неэкономное расходование материалов и сырья;

б)при гораздо меньшем объеме выпуска и продаж продукта достигает безубыточной работы, но дальнейшее увеличение выпуска и продаж не приносит столь значительного роста прибылей (как зона прибылей, так и зона убытков являются узкими);

в)при отсутствии достаточных начальных средств в состоянии за более короткое, чем в варианте 1, время нарастить объем выпуска и продаж до значения Qa, меньшего, чем в варианте 1 (иначе говоря, период убыточной работы у предприятия будет скоротечным);

г)имея те же объемы выпуска, но меньшую рентабельность операций, из-за вероятности не продать выпущенные количества продукта и не окупить свои постоянные издержки будет подвергать риску гораздо меньшие средства, вложенные в активы, порождающие постоянные расходы (тогда показатель С/ в варианте 2 резко меньше величины С/в варианте 1).

Выбор для бизнес-плана конкретного варианта развития предприятия (проекта) должен, очевидно, зависеть (с учетом отмеченного) от нескольких главных факторов.

Во-первых, предприятиям с меньшими размерами собственных начальных средств и меньшей кредитоспособностью может быть рекомендовано склоняться к вариантам, близким ко второму из только что рассмотренных. Такой выбор для них будет реалистичнее, так как позволит при минимуме собственных авансируемых на покрытие расходов Су средств и минимальных кредитах тем не менее наладить прибыльные операции с данным продуктом и закрепиться на рынке. Это может быть очень



важным, если речь идет о новом для потребителей продукте, по которому по сути рынок создается заново и надо успеть завоевать там хотя бы исходные позиции.

Во-вторых, когда складывается особенно благоприятная рыночная конъюнктура, предприятию имеет смысл все же изыскать более значительные начальные собственные либо заемные средства, чтобы за короткое время наладить больший выпуск продукта (услуги). Это значит, что предприятию придется ориентироваться на создание высокопроизводительных мощностей, заказывать и внедрять новые технологии; иначе говоря, придется пойти на более рискованный вариант развития с повышенными постоянными затратами (ф.

В-третьих, на выбор вариантов развития предприятия (проекта) повлияет большая или меньшая склонность к риску его собственников (акционеров, пайщиков) и менеджеров. Варианты, схожие с тем, который отражен на втором графике, будут выбирать предприниматели, менее склонные к риску (такой вариант и надо тогда им предлагать в бизнес-плане как основной). Вариантам же сродни тому, что показан на первом графике рис, 4.2, будут отдавать предпочтение более склонные к риску собственники и менеджеры. При этом если никаких общих закономерностей по поводу большей или меньшей склонности к риску конкретных неинституциональных собственников (частных лиц) не существует, то среди предприятий как типов организационных структур с разной ролью в управлении ими менеджеров зачастую действительно можно вьщелить формы предприятий, более или менее склонные к риску.

На практике сравнительно более готовы к риску предприятия, где подбираются склонные к риску совладельцы, а также фирмы, специализирующиеся в более рискованных отраслях бизнеса, либо те, где за склонными к риску менеджерами (а об этом может быть известно из их послужного списка) ослаблен контроль совладельцев - как, например, в закрытых акционерных обществах с большим числом акционеров, среди которых акции распределены равномерно, либо на государственных предприятиях в условиях свертывания прямого административного мониторинга за этими предприятиями со стороны ликвидируемой системы отраслевых министерств.

В-четвертых, многое зависит от того, каковы постоянные издержки предприятия, каков состав этих издержек и можно ли использовать уже приобретенные (арендованные, нанятые) к

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [ 28 ] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]