назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [ 26 ] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


26

и есть постоянные издержки, которые могут быть классифицированы как прямые расходы.

Примером первых являются затраты на электричество в части энергопитания оборудования. Очевидно, что эти затраты будут тем больше, чем более загружено работающее и обеспечивающее больший выпуск продукции оборудование. При этом, тем не менее, данные затраты остаются в разряде накладных, если оборудование используется для вьшуска нескольких видов продукции и технически невозможно или нецелесообразно (из-за дороговизны раздельного учета) «разносить» затраты энергии на разные ввды продукции. Примером вторых оказываются по сути все расходы (в том числе и расходы на административно-управленческий аппарат, топливо и т.п., традиционно учитываемые по разряду накладных расходов) предприятия, специализирующегося на выпуске только одного продукта.

Постоянные и переменные затраты, с точки зрения прибылей или убытков предприятия (проекта), играют отчетливо разную роль. Постоянные затраты - это своего рода «груз на плечах» фирмы, который ей надо нести при любом объеме и направленности своих операций. Переменные затраты возникают лишь тогда, когда предприятие выпускает продукт (услугу) на рынок, производит и/или продает товар, выручкой от продаж покрывая и переменные, и постоянные издержки. При этом разницу между ценой продажи единицы товара (Р) и переменными затратами на единицу товара (Су) часто называют контрибуцией, или вкладом выпуска единицы товара в покрытие постоянных затрат фирмы. Чем больше фирма продает товара (если переменные затраты на единицу товара все же меньше его цены), тем больше суммарный вклад продаж рассматриваемого продукта (услуги) в покрытие постоянных издержек предприятия.

При таком подходе естественно возникает одна из главных задач в составлении бизнес-плана нового предприятия: определить, каким при известных цене товара и удельных средних (на единицу товара) переменных затратах должен быть минимальный объем продаж продукта, обеспечивающий то, чтобы суммарная контрибуция продаж выпускаемых единиц товара достигла полной величины постоянных издержек предприятия, которых оно не может изменить (они фиксированны), и при этом чтобы предприятие, у которого постоянные издержки только-только покрываются разницей между выручкой от продаж и переменными затратами, могло работать хотя бы без убытков (с нулевой суммарной прибылью).



Такая же задача ставится и при составлении бизнес-плана по вновь начинаемому деловому проекту на существующем предприятии. Рещение ее позволяет сбалансировать доходы и расходы в рамках утверждаемого и контролируемого бюджета данного проекта. Поставленная задача может быть рещена как аналитическим («формульным»), так и графическим методами.

Аналитический способ ее рещения требует представления прибыли (П) специализированного предприятия (прибыли по проекту) в несколько нетрадиционном виде: не как разницы между ценой и суммарной средней себестоимостью единицы продукта (услуги), помноженной на обьем продаж П = (Р-Су)х Q, где Q - объем продаж или выпуска продукта, а как разницы между суммарным вкладом (контрибуцией) продаж продукта в покрытие постоянных издержек фирмы (проекта) и самими постоянными издержками предприятия (проекта):

П = (/>-С;)х(2-С/(8)

В правой части формулы при «классическом» варианте анализа безубыточности есть только одна произвольно изменяемая (управляемая) величина - объем выпуска Q. Все остальные величины заданы. И если теперь попытаться найти то значение Q, при котором прибыль становится неотрицательной (что равнозначно хотя бы отсутствию убытков), то это будет означать, что прибыль надо приравнять к нулю (первому неотрицательному ее значению при ее росте или последнему при ее падении) и из получающегося равенства найти соответствующее нулевой прибыли значение объема выпуска, при котором не будет убытков {Q:

{P-Cy)xQa-Cf=Q.(9)

Откуда следует:

Qa = Cf/{P - с;) .(10)

Иначе говоря, Qa является тем «пороговым» значением величины выпуска продукта (услуги), не достигая которого (при данных цене и издержках), предприятие из-за операций с рассматриваемым товаром будет лищь нести убытки, а превысив это критическое значение, начнет получать прибыли.

То же может быть получено графическим методом (см. рис. 4.1). Видно, что выручка {R) предприятия от продажи рассматриваемого продукта по цене Р будет расти прямо пропорционально объему выпуска и продаж продукта, опережая все на



большую величину сумму переменных затрат. Это объясняется тем, что положительная и неизменная разность (Р - Су) умножается на растущее значение объема выпуска, с чем и связан увеличивающийся с его приростом разрыв между линией выручки и линией суммарных переменных затрат.

Рис. 4.1. Графическое определение объема выпуска и продаж продукта (услуги), обеспечивающего безубыточную работу предприятия (безубыточность операций с данным продуктом)

Суммарные издержки (О, присущие разным объемам выпуска продукта, превышают переменные затраты на фиксированный размер постоянных издержек предприятия и пересекают линию выручки в точке А, называемой точкой безубыточности. Она отделяет зону убытков предприятия, которые оно будет нести, если не сможет обеспечить объем выпуска, соответствующий точке безубыточной работы (Qa), от зоны прибылей, в которую предприятие войдет, превысив этот объем выпуска.

В зоне убытков (при объеме выпуска, меньшем, чем Qa) суммарные издержки больше выручки (линия С вьппе линии R). В зоне прибылей (при объеме выпуска, большем, чем Qa) выручка перекрьгоает суммарные издержки (линия R выше линии Q.

Анализируя формулу (10) или график на рис. 4.1, легко прийти к следующим выводам:

1) на прибыльный режим работы можно выйти быстрее, если сократить постоянные издержки, перенеся их в состав переменных затрат, которые тем не менее не должны превышать продажную цену продукта (услуги). Лучшим вариантом является

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [ 26 ] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]