назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [ 25 ] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


25

жение нового продукта (услуги) в пределах определенного территориального рынка. Тем не менее, в принципе обладая возможностью («монопольной властью») максимизировать в краткосрочном плане свои прибыли, произвольно увеличивая цену, предприятие не намеревается этого делать. Напротив, оно стремится удержать цену продукта на заранее установленном уровне, привлекательном для потребителей и соответствующем их максимально возможному спросу. Целями такой политики могут выступать максимизация емкости вновь создаваемого продуктового рынка (это может быть не менее эффективным средством максимизировать общую массу прибылей даже в краткосрочном плане) и закрепление за собой покупателей на будущее, превращение их в постоянных клиентов (максимизация в более долгосрочном плане вторичных покупок, вторичных продаж фирмы, ее выручки от сбыта запасных частей для ранее реализованных своих продуктов, дополнительных к ним продуктов и услуг - сервисных, ремонтных и др.);

5)продукт, выводимый предприятием на рынок, может продаваться лишь по определенной цене, каким-либо образом жестко или «мягко» регулируемой государством, местной властью, долгосрочными контрактами с потребителями, соглашениями с другими государствами и пр.

Во всех перечисленных выше ситуациях есть одно общее: цена выводимого на рынок продукта фиксированна, установлена рынком, законом, контрактами, соглашениями либо самим предприятием предварительно. В этом «классическом» варианте анализа безубыточности также принимается, что цены на ресурсы известны и в краткосрочном плане неизменны.

Предпринимателю необходимо определить различные «пороговые» значения объемов продаж продукта, при достижении которых рассматриваемый продукт (услуга) будет обеспечивать предприятию:

а) работу хотя бы без убытков;

6)работу хотя и с убытками, но при сохранении платежеспособности.

Причем если речь идет о горизонтально диверсифицированной фирме с несколькими направлеьшями деятельности (проектами), то указанная постановка вопроса будет относиться либо к балансу и кассовому сальдо того подразделения, которое создано под данное направление деятельности, либо к бюджету проекта по рассматриваемому продукту (услуге), если на предприятии



нет подобных специализированных подразделений. В последнем случае оплата труда производственного персонала, прямые материальные расходы и использование прибылей осуществляются за счет и в рамках средств, вьщеленных и выручаемых по конкретным проектам.

Решающую роль в анализе безубыточности играет особое деление ожидаемых текущих затрат предприятия на переменные (Cv) и постоянные (Cj) издержки.

Это деление не совпадает с традиционной классификацией элементов себестоимости на прямые и накладные расходы.

При вьщелении прямых и накладных расходов акцент делают на то, можно или нельзя технически достоверно отнести определенные издержки на единицу конкретного продукта (как это присуще прямым расходам на продукт). Последнее характерно для накладных расходов, которые вьщеляются по этому принципу и как бы «накладываются» на все операции предприятия, все производимые и продаваемые им продукты.

Что касается деления текущих издержек на переменные и постоянные, то оно проистекает не из технических соображений удобства их учета. Оно отражает очень важный содержательный (имеющий физическую суть) момент: зависят или не зависят соответствующие элементы затрат от объема выпуска данного продукта.

Те элементы затрат предприятия, которые не зависят от объема выпуска продукта (оказания услуги), называются постоянными, или фиксированными, издержками. Элементы указанных затрат, которые зависят от объема выпуска, пропорциональны ему, квалифицируются как переменные издержки.

К постоянным издержкам обычно относятся:

•арендная плата за землю, помещения и оборудование (если они не собственные, а арендуемые);

•амортизация собственных (однажды приобретенных) основных фондов;

•покрытие затрат на однажды приобретенный капитальный запас материалов, сырья, товаров, превышающий потребность в их текущем страховом резерве;

•оплата по тарифным расценкам труда персонала, нанятого по срочным трудовым контрактам;

•оклады штатных работников (в частности, административно-управленческих), включая тех, которые остаются необходимыми даже при консервации предприятия;



•фиксированные платежи за патенты и лицензии;

•платежи за использование инженерных коммуникаций;

•налоги на имущество, находящееся на балансе предприятия;

•взносы по страхованию имущества;

•нетехнологические затраты топлива и энергии (например, на обогрев помещений);

Переменные издержки - это, как правило:

•затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты и другие полностью расходуемые при вьшуске продукта покупные ресурсы;

•оплата по сдельным и аккордным расценкам труда персонала;

•взносы по страхованию грузов и контрактных рисков;

•издержки транспортно-складских операций;

•технологические затраты топлива и энергии.

Постоянные издержки остаются на прежнем уровне, даже если фирма прекращает операции с данным продуктом (услугой), останавливает производство и/или продажи. Так, арендную плату при действующем договоре аренды придется уплачивать, даже если земля, помещения, оборудование реально не используются, ничего на них не производится. Точно так же придется в этом случае платить заработную плату (обусловленный оклад, тариф - в конечном счете, с учетом в принципе возможных их будущих понижений, хотя бы в размере минимальной, по закону, заработной платы) тем категориям персонала, которых предприятие не может сократить. По собственным основным фондам (физическим капитальным активам) необходимо будет и при их неприменении начислять амортизацию (учитывая тем самым их физический, экономический, технологический и функциональный износ, формируя амортизационный фонд на нужды реновации и капитального ремонта).

Переменные издержки прямо определяются объемами выпуска продукта (услуги), так как непосредственно входят в стоимость каждой его единицы, представляя собой цены ресурсов, полностью потребляемых в процессе производства и/или продаж продукта (услуги).

Подчеркнем, что в не совпадающих друг с другом классификациях затрат, отражаемых парами понятий «накладные и прямые расходы» и «постоянные и переменные издержки», необходимо не смещивать постоянные издержки с накладными расходами, а переменные - с прямыми. Корреляция между ними существует, однако есть переменные (по своей сути и связи с объемом выпуска) издержки, относимые (по методу учета расходов, принятому на данном предприятии) к накладным расходам,

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [ 25 ] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]