назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [ 24 ] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


24

Глава

Анализ условий безубыточности

и платежеспособности

при освоении новых продуктов

Настоящий анализ при бизнес-планировании применим в двух случаях:

1)на начинающих специализированных предприятиях венчурного типа, учреждаемых в целях предложения на рынок конкретного продукта (услуги);

2)на существующих предприятиях, выводящих на рынок продукты и услуги, осваиваемые этими предприятиями в порядке диверсификации либо обновления производства, поиска новых сфер деятельности.

Второй из указанных случаев, выходящий за пределы того, что излагалось в предьщущей главе, предполагает, однако, применимость этого анализа и к ситуациям, когда новшества осваиваются на уже действующих многопродуктовых предприятиях с образованием на них так называемых внутренних венчуров, т.е. полностью хозрасчетных подразделений, которые специализируются на освоенрш данной инновации, имея для этого свой отдельный бюджет.

С учетом ценовой конъюнктуры на продукт и ресурсы ключевым вопросом анализа условий безубыточности является определение таких значений издержек, вероятных при разных вариантах закупочной политики (в части оборотных фондов - материалов, сырья и т.п.) и материально-технического снабжения (в том, что касается основных фондов - оборудования, помещений и т.п.), и таких необходимых и возможных объемов продаж продукта (услуг), чтобы максимизировать суммарные прибыли или кассовые сальдо (денежные потоки).

Анализ условий безубыточности нацелен на проверку реалистичности плановых значений цены, издержек и объемов продаж, при которых, как минимум, обеспечивалась бы безубыточность либо работы предприятия в целом, либо данного проекта. Это особенно важно для определения времени, в течение которого продукт (услуга) или в целом начинающее предприятие будут объективно убыточными. Кроме того, анализ позволяет



установить, из каких источников (и на какую сумму) можно будет покрывать соответствующие убытки до выхода предприятия на режим прибыльной работы.

Грамотно и наглядно проведенный анализ условий безубыточности (в дальнейшем для краткости - анализ безубыточности) поможет внушить большее доверие к бизнес-планам и коммерческим перспективам предприятий, привлечь и удержать сторонних инвесторов.

Следует, впрочем, отметить что целому ряду предприятий анализ безубыточности может быть полезен определением не столько некоего «порогового» минимально допустимого по прибыльности режима работы, сколько такого сочетания цены и объема выпуска и продаж, при котором будет максимизироваться оборот предприятия - с сохранением, однако, достаточной меры его экономической безопасности (от банкротства, от уменьшения на сумму убытков резервных фондов предприятия) так, чтобы обеспечивалась, как минимум, безубыточность предприятия.

Такая постановка вопроса характерна, например, для предприятий, заинтересованных не в прибылях, а в средствах для выплаты высокой заработной платы своим собственникам, которые одновременно являются работниками предприятия и предпочитают такой способ получения отдачи с вложенных в предприятие инвестиций (из-за его большей гибкости, соображений экономии на налогах и т.п.). Это может быть и частное предприятие индивидуального собственника, одновременно оформленного как штатный менеджер (управляющий), и коллективное предприятие типа кооператива, и акционерное общество, контролируемое трудовым коллективом.

4.1. Анализ условий безубыточности

применительно к установившемуся рынку («классический» вариант)

«Классический» вариант анализа безубыточности наиболее часто используется тогда, когда:

1) предприятие намеревается предлагать продукт, не являющийся новым для рынка, где уже установилась временная цена рыночного равновесия на этот продукт (услугу). Предприятие, таким образом, не выступает «пионером» в освоении рассматри-



ваемого продукта, а сам рынок может пониматься как конкурентный, т.е. не имеющий достаточно влиятельных ценовых лидеров, и где барьеры для входа на него (затраты на освоение продукта, обеспечение законности и выхода с него (потери, связанные с возможным досрочным прекращением выпуска продукта) невысоки-во всяком случае, реальны для предприятия;

2)предприятие планирует освоить продукт (услугу), являющийся новым для рынка, т.е. выступает «пионером» на рынке, где цены по всем ресурсам, использованным в продукте, уже установились (ресурсные рынки стабилизированы). Создаваемый предприятием рынок нового продукта не будет им монополизирован в силу того, что из-за низких барьеров входа на этот рынок и выхода из него в будущем (в случае продаж продукта поначалу по цене, обеспечивающей более высокую, чем среднеотраслевая, рентабельность) сюда смогут достаточно быстро войти потенциальные конкуренты. В результате их вероятного понижающего влияния на уровень цены в среднесрочном и даже краткосрочном плане в качестве реальной цены продукта для этого рынка (цены его скорого будущего равновесия) предприятие вынуждено рассматривать в итоге цену, вытекающую из рыночных цен на используемые ресурсы и стандартной прибыли, соответствующей установившейся (в расчете на данную длительность цикла вьшуска продукта) средней межотраслевой рентабельности или (в еще более общем случае) среднерыночной ставке ссудного процента;

3)предприятие по новому для рынка продукту провело серьезные маркетинговые исследования, спрогнозировало спрос, свое рыночное поведение и поведение потенциальных конкурентов, а также в итоге - реальную для рынка будущую равновесную цену; тогда эта цена тоже может рассматриваться как твердая и исходная для дальнейшего анализа;

4)предприятие разрабатьшает (или приобретает) проекг пррш-ципиально нового продукта (услуги) и собирается, затратив достаточно средств, обеспечить плотную патентную или иную (в режиме коммерческого секрета) защиту своего продукта. Оно может использовать и другие способы, чтобы затруднить появление на рынке конкурентов (например, закрепить за собой источник каких-либо уникальных из необходимых для данного продукта ресурсов - сырье, специфические комплектующие изделия и т.д.).

В результате предприятие реально планирует создать и сохранять в течение некоторого времени монополию на предло-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [ 24 ] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]