2. Выявление и демонстрация емкости и роста рынка сбыта продукта
3. Анализ конкурентных преимуществ продукта и предприятия, позволяющих рассчитывать на завоевание и/ или удержание определенной доли конкурентного, монополизированного либо состязательного рынка
4. Учет конъюнктуры и позиции предприятия на рынках закупок (в особенности критичных ресурсов)
5. Анализ рисков проекта и планирование мероприятий и фондов для их минимизации
6. Планирование стартового баланса предприятия, в том числе обоснование потребных сторонних венчурных инвестиций
7. Обоснование на ближайшие периоды (вплоть до двух-трех лет) плановых балансов и счетов прибылей и убытков предприятия (по возможности также намеченных условий продаж и закупок, кассовых планов)
8. Оптимизация политики предприятия по поводу цен продажи, объема выпуска, структуры затрат и располагаемых стартовых инвестиций
Рис. 3.1. Упрощенный алгоритм составления бизнес-плана венчурного предприятия
• в алгоритме бизнес-плана крайне важны обратные связи между его блоками (причем важно и убедительно показать как их, так и их понимание составителями плана венчурному инвестору). Таких обратных связей как бы три «пучка»: связи от блоков части первой алгоритма на его первый, «запевный» блок (так, что первоначально уточняются исходные данные для расчета инвестиционной эффективности проекта); связи от завершающего блока алгоритма к разделам, посвященным планированию финансовых балансов, общих (без учета и с учетом налогов) и распределяемых прибылей предприятия (при этом в
финансовые показатели вносятся коррективы, улздгшающие этим показатели по результатам оптимизации политики предприятия по поводу цен сбыта, структуры текущих затрат и объема выпуска); связи от заверщающего блока алгоритма опять-таки к его первому блоку (еще одно уточнение исходных данных для интегральной оценки инвестиционной эффективности проекта);
• в остальном важно, чтобы указанная в схеме логическая последовательность работы над бизнес-планом реализовывалась четко, без пропусков и какого-либо «выхолащивания» стандартных стадий и разделов бизнес-плана.
Последнее, однако, не отменяет того, что неоднократно нами здесь подчеркивалось: при всей стандартной логике и доку-ментированности бизнес-планирования (объемности соответствующих приложений к бизнес-плану) следует как можно более творчески подходить к форме изложения бизнес-плана, сообразуясь с вероятными предпочтениями, требованиями и вкусами конкретных привлекаемых в проект венчурных инвесторов.
В заключение отметим, что никакую структуру бизнес-плана нельзя абсолютизировать, она должна быть лишь канвой для наиболее выигрышно представленного и продуманного в своих логических внутренних взаимосвязях, в вольной форме излагаемого материала, который в состоянии на уровне здравого смысла и, конечно, продемонстрированной профессиональной управленческой компетентности) убедить инвестора в перспективности вложения средств в проект. В этом и состоят вся наука и все искусство бизнес-планирования.
Закрепление материала
Вопросы для повторения
1.Какова роль бизнес-плана венчурного предприятия в управлении им и привлечении внешнего финансирования?
2.В чем заключаются требования к структуре и содержанию бизнес-плана венчурного инновационного предприятия?
3.Что необходимо отразить в маркетинговом разделе бизнес-плана?
4.К чему сводится анализ рисков венчурного инновационного предприятия?
5.Какие моменты отражаются в финансовом разделе бизнес-плана инновационного венчура?
6.Почему и как в бизнес-плане венчурного инновационного предприятия должна проводиться оптимизация политики предприятия по поводу планируемых цен продажи осваиваемой продукции, объема ее выпуска и структуры текущих затрат на ее выпуск, а также состава стартовых инвестиций в предприятии?
Тесты для повторения
1.Верно ли утверждение: бизнес-план венчурного инновационного предприятия служит документом, который используется для привлечения сторонних инвесторов в качестве «агитационного материала»?
(а) Да, (б) Нет, (в) Бывает по-разному.
Правильный ответ: (а), так как вторая функция бизнес-плана венчурного инновационного предприятия (внутреннее планирование) подчинена интересам привлечения внешних инвесторов в том смысле, что к ее выполнению нельзя приступить без того, чтобы предварительно не привлечь необходимый сторонний капитал.
2.Анализ рынка сбыта для бизнес-планирования состоит из установления:
(а)границ рынка и потребителей, на которых нацелен продукт;
(б)емкости и эластичности спроса на целевом рынке;
(в)основных потребительских свойств целевого продукта;
(г)конкурентов на данном рынке;
(д)распределения долей на рынке между конкурентами и предприятием;
(е)отношения между ценой и качеством продукта фирмы по сравнению с этим отношением у конкурентов;
(ж)возможной «ниши» для целевого продукта фирмы (включая оценку объема продаж в этой «нише»);
(з)позиционирования нового продукта и стратегии фокусирования на разработке и освоении тех его технико-экономических и потребительских характеристик, которые способны обеспечить вытеснение с рынка продукции конкурентов;
(и)всего перечисленного выше.
Правильный ответ: (и), поскольку перечисленные в вариантах ответа (а)-(з) моменты должны учитываться в маркетинговом разделе бизнес-плана венчурного инновационного предприятия.