назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [ 2 ] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


2

•без предварительного патентования или оформления приоритета владельца патентоспособного ноу-хау в стране (сообществе стран) продажи;

•без предварительного патентования или оформления приоритета, но при физическом предохранении образца изделия (оборудования) от разборки, препарирования и имитации (повторной разработки);

•без предварительного патентования, но с оформлением приоритета (в форме публикации, подачи зарегистрированной патентной заявки, по которой временно не будут предприниматься дальнейшие юридические действия, и т.п.);

•с предварительным патентованием, но с оговариванием в контракте на реализацию образца права его покупателя использовать запатентованную и воплощенную в образец (оборудование) технологию (по сути в контракт купли-продажи либо аренды «встраивается» простая патентная лицензия).

Продажа опытных образцов новых изделий либо оборудования без предварительного их патентования и оформления приоритета на них чаще всего является вынужденным шагом, который характерен для малых инновационных предприятий разных форм собственности и индивидуальных предпринимателей, не способных мобилизовать собственные либо заемные средства для более капиталоемких, но в долгосрочном плане и более выгодных способов коммерческой реализации контролируемых ими новшеств. Кроме того, у таких хозяйствующих субъектов просто не хватает терпения: их потребительские планы на ближайшее будущее обгоняют вероятные сроки получения доходов от более последовательньгх форм коммерциализации их еще не запатентованных и промышленно не освоенных (и не доработанных до соответствующей степени готовности) новых технологий.

Продажа опытных образцов, не обладающих патентной защитой, позволяет получить «быстрые» деньги, но чревата «перехватом» новшества покупателем образца, если он имеет достаточные для этого средства и/или потенциал. Эти средства пойдут на имитацию и патентование того, что приобретено, без какого-либо видоизменения и повторной разработки. Подобная ситуация особенно типична, когда вместе с опытным образцом в качестве приложения на него передается и вся констукторско-технологическая документация.

Заметим, что реагирующий на такие действия «пират» (неважно, иностранец он или соотечественник) способен осу-



ществить патентование не только где-то на других территориальных рынках, но и в самой стране инноватора. Заблокировать подобные операции мог бы обеспеченный необходимым финансированием и известный патентным ведомствам соответствующих стран приоритет подлинного владельца новых технологий или их ключевых технических решений, опирающийся в том числе на свидетельские показания и нотариально заверенные исследовательские журналы, из которых вытекает приоритет на рассматриваемое изобретение, - как предусмотрено, например, законодательством США.

Некоторой защитой от пиратства может служить продажа образцов без патентной защиты и приоритета, но сопровождающаяся заключением беспатентного, однако все же обязывающего, лицензионного соглашения (лицензии на ноу-хау). Сам факт подписания такого соглашения, где гарантируется (с предусматриваемой материальной ответственностью и предпосылками для судебного преследования) взаимный режим нераспространения передаваемой технологии, которая воплощена в продаваемом образце, выступает определенным юридическим прегытствием на пути потенциального «перехватчика» новшества.

Кроме того, разработчик может применить и физическое предохранение образца изделия (оборудования) от разборки, препарирования и имитации (повторной разработки). Например, ключевые блоки электронной аппаратуры заливаются специальной смолой; химические реагенты проектируются так, чтобы они не поддавались разложению на компоненты; встраиваются кодированные помехи для спектрального и других видов анализа использованных материалов; специальное программное обеспечение для компьютеров может содержать вирус-«убийцу», уничтожающий программы при попытках их структурного системного анализа, и т.п. Все перечисленное несколько удорожает разработку и изготовление продаваемых образцов, однако квалифицированным инженерам и ученым это зачастую профессионально более доступно, нежели коммерческие и юридические приемы защиты.

Продажа образцов без предварительного патентования воплощенных в них технологий, но с оформлением приоритета на соответствующие изобретения, не только блокирует действия недобросовестных более состоятельных конкурентов, но и позволяет выиграть время для последующих собственных шагов по обеспечению патентной защиты новшеств, когда для этого по-



являются средства (хотя бы те, что выручены от продажи опытных образцов). Более того, подобный подход в состоянии выступить способом «зондирования» рынка и своеобразного продвижения новой технологии.

Скажем, если на территории данной страны удаются сделки по продаже опытных образцов, то стоит потратиться на патентную защиту нововведения. В этом случае заметно облегчается и удешевляется само патентование, хотя бы с точки зрения затрат в других странах на экспертизу оригинальности, нетривиальности и практической полезности изобретения. Если указанные сделки не удаются, то дорогостоящие патентование и налаживание наблюдения (мониторинга) за соблюдением своих патентных прав будут, по всей видимости, неэффективными.

Наиболее рациональной все же является продажа опытных образцов с предварительным патентованием на целевом географическом рынке - в первую очередь, в своей стране. Такой способ позволяет совмещать продажу опытных образцов с продажей патентных лицензий и оставляет открытой возможность собственного промьпштенного освоения новой технологии. Последнее, кстати, в силу возникающей инновационной монополии является более выгодным, чем всего лишь продажа технологии.

Все, что говорилось по поводу продажи опытных образцов, в общем справедливо и в отношении сдачи их в аренду, особенно если имеется в виду аренда с обязанностью последующего выкупа сначала лишь арендуемого образца (в отечественной практике это часто называют лизингом оборудования, хотя в действительности содержание данного термина много шире).

Существенное отличие форм горизонтальной передачи технологий проявляется только тогда, когда объектом реализации оказывается не столько опытный, подлежащий еще доводке и дальнейшему промышленному освоению образец, сколько головной или вообще единственный планируемый промышленный образец крайне дорогостоящего изделия. Ясно, что в последнем случае все оценки резко смещаются в сторону допустимости и выгодности продажи либо аренды самогб уникального промышленного образца, а не организации патентной защиты его последующего вьшуска, которого, в силу длительности технологического цикла и темпов морального старения изделия, скорее всего и не будет.

Если запродажа патентных прав, продажа патентных и беспатентных лицензий, а также продажа или аренда опытных об-

[Старт] [1] [ 2 ] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]