назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [ 15 ] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


15

жении, она отражает сравнительную выгоду, которую получает инвестор за срок полезной жизни проекта в сопоставлении с некоторым стандартным (общедоступным) доходом с аналогичного по величине капиталовложения за тот же срок. Обычно за основу в данном случае принимается действующая рыночная ставка ссудного процента.

Идея упомянутого сравнения также проста. Если ожидаемые денежные потоки Gf по оцениваемому инвестиционному проекту, обусловленные капиталовложением (стартовой инвестицией) 1о, окажутся в период (год) t меньшими, чем процентная прибыль, которую способна принести обычная ссуда тех же средств 1о по рыночной ставке ссудного процента г, то чистая настоящая ценность инвестиционного проекта составит отрицательную величину. Если они будут точно такими, как упомянутая процентная прибыль, то чистая настоящая ценность рассматриваемого проекта сравняется с нулем. И только тогда, когда этот проект более эффективен для инвестора, т.е. когда ожидаемые в периоды / прибыли от проекта выше стандартных процентных прибылей по выданному на сумму Iq займу, чистая настоящая ценность инвестиционного проекта станет положительной. Она будет тем большей, чем эффективнее (прибьыьнее) проект по сравнению с прибыльностью помещения капитала на рынке кредитов (которая равна ставке /).

Очевидно, что в реальных инвестиционных проектах ожидаемые по проекту прибьши в одном будущем периоде (году) / могут быть выше соответствующих процентных (по формуле сложного процента) выплат по ссуде аналогичного размера (4); в другой период (год) / они будут меньше эквивалентных для данного периода процентных выплат. Существенна, однако, лишь общая сумма разницы между сопоставляемыми величинами за срок полезной экономической жизни проекта (пока сделанная ранее инвестиция 4 позволяет продолжать получать выручку от продажи освоенного продукта и вместе с ней прибыли или убытки).

Чтобы иметь основу для расчета по приведенной в предыдущей главе формуле (1) чистой настоящей ценности любой инвестиции, нужно спрогнозировать использовавшиеся в этой формуле денежные потоки Gf. Для этого применительно к каждому будущему периоду / надо иметь представление о том, каковы будут в нем:

• планируемая часть продолжающихся капитальных затрат (например, по реализации очередного этапа подготовки и расширения производства, а также организации продаж продукта);



•текущие затраты, связанные с ведением осваиваемых операций;

•возможный объем выручки от сбыта основного продукта, промежуточных и побочных видов продукции, услуг и полученных прав;

•издержки трансакций (по организащш необходимых сделок). Если инвестиционный проект касается освоения выпуска

того или иного продукта, то представление о перечисленных факторах, определяющих денежные потоки Gt, должно позволить рассчитывать их по формуле

Gt=PtQt-J:PnrQn,-h(4)

где t - хронологический порядковый номер календарного периода (например, года) в пределах срока Т полезной жизни стартового капиталовложения If) (t = 0,1,2,..., 7); Gq= - /о;

Pf - прогнозируемая цена продукта, по которой его можно будет продавать в количестве Qj в будущем периоде Г,

Qt - реальный к ожидаемой конъюнктуре периода t объем продаж по цене Р{,

{h} - множество покупных ресурсов (сырья, материалов, труда, jc-луг аренды и субподряда, комплектующих изделий, полуфабрикатов, товаров для подработки и перепродажи), необходимых при выпуске и сбыте целевого продукта проекта;

h = 1, Н - условные порядковые номера необходимых покупных ресурсов;

Pfj - прогнозируемая цена единицы h-то покупного ресурса в будущем периоде /, когда будет закупаты;я количество Qfj данного ресурса;

Qfj - планируемая на период t потребность в закупках й-го ресурса, которая будет соответствовать объему выпуска продукта;

7 - продолжение в периоды t финансирования капитальных затрат

по проекту (например, очередных этапов проектирования, строительства, закупок оборудования, монтажных и пуско-наладочных работ, о-редей ввода в строй новых мощностей и пр.).

При использовании указанной формулы следует также принимать во внимание некоторые достаточно сложные обстоятельства.

Во-первых, будущие цены на продукт и ресурсы здесь рекомендуется отражать в том масштабе цен, который действует на момент проведения расчета, и не предпринимать попыток их увеличивать с учетом ожидаемой инфляции. Ошибка в оценке общего для всей экономики будущего инфляционного фона может резко исказить представление об эффективности кон-



кретного инвестиционного проекта, так как отдельно взятому предприятию или эксперту трудно сделать правильный и надежный (для каждого периода i в рамках длительного срока 7) прогноз будущей инфляции. Вряд ли это по силам даже крупным специализированным исследовательским центрам.

Само собой разумеется, если для определения чистой настоящей ценности проекта (об этом будет сказано ниже) используются будущие Gt, измеренные в ценах базового периода, то не следует учитывать ожидаемую инфляцию и в ставке дисконта / (расчет прибьыей в реальном выражении с дисконтированием их по реальной ставке дисконта). Формула (4) при этом должна будет нести в себе лишь те прогнозируемые изменения цен на продукт и ресурсы, которые будут определяться политикой предприятия по поддержанию или увеличению рентабельности продукта, закладываемой в его цену, либо будут вытекать из анализа ожидаемых сдвигов в конъюнктуре спроса и преддо-жения по ресурсам и продукту. Важно также влияние прогнозируемых для предприятия объемов продаж и закупок, которые в состоянии скорректировать цены конкретных контрактов, зависящие от размера последних.

Во-вторых, следует предвидеть, какие объемы продаж и закупок по данным ценам и когда (параметры типа Q) сможет обеспечить предприятие. Этот вопрос требует отдельного изучения исходя из оценки конкурентоспособности продукта, емкости спроса на него на конкретных сегментах рынка, вероятного наличия и поведения конкурентов, возможностей организации сбыта и закупок (в зависимости от ранее сделанных в это капиталовложений It), шансов сохранения и получения доступа к источникам вьпюдных и качественных поставок, а также к рынкам сбыта. Чтобы такая оценка оказалось верной, необходимо, в частности, предусмотреть специальные маркетинговые исследования.

В-третьих, при анализе ожидаемых денежных потоков Gf надлежит правильно учитывать перспективы накопления с течением времени опыта совершения операций с целевым продуктом инвестиционного проекта и освоения соответствующих новых технологий. Эти перспективы скажутся на динамике относительного уменьшения (в расчете на единицу выпуска) включаемых в рассматриваемую формулу показателей Q/j.

Речь идет о том, чтобы реально оценить постепенное снижение как трудовых, так и материальных затрат в составе будущих (по периодам /) переменных и постоянных (соответственно, за-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [ 15 ] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]