назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [ 11 ] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


11

бого предприятия. Более того, у них, просто как у разных индивидуальностей, разные воображение и умственные способности, разные степени готовности к рискам и т.п. И с этим ничего не поделаешь. Именно по перечисленным причинам одно и то же предприятие в глазах разных инвесторов, как отмечалось ранее, может иметь разную ценность. Вследствие этого практически всегда оценка предприятия оспаривается, в том числе через суд: ведь при полностью неформализуемой оценке вполне возможны и злоупотребления, связанные, например, с завышением или занижением оценки аудитором. Из данного обстоятельства вытекает и весьма важный конструктивный вывод.

Коль скоро всегда могут найтись новые инвесторы, для которых стоимость предприятия выше, чем для прежних его владельцев (из-за доступности новым инвесторам более эффективных способов применения имущества и потенциала фирмы), то переход предприятий из рук в руки может при определенных условиях оказаться выгодным всем:

•прежним владельцам, поскольку они получат за предприятие больше, чем могли бы извлечь из него выгод сами;

•покупателем фирмы, если они за нее уплачивают цену, меньшую, чем стоимость предприятия с учетом реализации возможных для них на его основе инвестициошгых проектов (но ббльшую, чем с позиций продавцов, которым эти проекты недоступны);

•наконец, обществу, так как элементы его национального богатства (в случаях, когда они не выводятся из экономического оборота и процесса создания новой стоимости) переходят к тем, кто сможет их использовать более эффективно, производя больше добавочной стоимости, платя больше налогов и пр.

Весь вопрос лишь в том, чтобы по поводу купли-продажи предприятий сталкивались контрагенты, которым доступны разные множества инвестиционных проектов с применением одних и тех же имущества и потенциала продаваемых предприятий. Точнее говоря, важно, чтобы продаваемые предприятия попадали в руки людей, более коммерчески и технологически квалифицированных, более предприимчивых, чем прежние собственники. Когда продажа предприятий происходит в порядке приватизации, обеспечить это (при соблюдении упоминавшихся выше условий) и есть действительно самая сложная задача государственных органов и специализированных посредников.



в развитой рыночной экономике такая постановка вопроса, возможно, была бы надуманной, так как чистые настоящие ценности (суммарные экономические эффекты, приведенные к моменту оценки) разных инвестиционных проектов с одинаковыми стартовыми капиталовложениями стремятся к одной величине, примерно равной чистой настоящей ценности аналогичных по размеру и рискам ссуд на рынке кредитных капиталов. Более того, чистая настоящая ценность любого инвестиционного проекта, дисконтированная по соответствующей ставке ссудного процента, на совершенном рынке капиталов теоретически вообще стремршась бы к нулю.

В отечественных условиях чистые настоящие ценности разных инвестиционных проектов не нивелируются уже хотя бы потому, что практически отсутствуют установившаяся единая рыночная ставка ссудного процента, равнодоступность кредитных капиталов и возможностей ссуживания средств по одной ставке процента. Наконец, в отечественных условиях отсутствует свободное хождение коммерческой и технической (пусть и платной) информации о разных возможных инвестиционных проектах и об их истинной ожидаемой эффективности.

2.3. Организация венчурного предприятия «с нуля»

Это «классический» способ создания венчурного инновационного предприятия. Он заключается в том, что инвестор организует предприятие, опираясь на собственные и привлеченные средства (кредиты и средства пайщиков, акционеров).

Речь идет именно о том, чтобы организовать предприятие под проект, предполагающий реализацию предварительно разработанной новой технологии, права на которую имеются у учредителей (или хотя бы у одного из них) предприятия.

У инициаторов организации, как правршо, возникает проблема: как привлечь недостающие средства, как убедить венчурных (предпочитающих вкладывать денежные фонды рши материально-техническое обеспечение в конкретный инвестиционный проект, а не просто в фирму) инвесторов. Ими могут оказаться и совершенно другого рода партнеры - из числа близких к инициаторам предприятия людей и фирм: родственники; фирмы-смежники, заинтересованные в конкретном новом продукте, под который хотели бы поставлять специфические ком-



плектующие изделия и материалы; члены того же сообщества, куда входит инициатор предприятия, если это сообщество имеет достаточно прочную объединяющую его основу - как кейрецу в Японии или промышлеино-финансовые группы на основе взаимных капитальных участий на Западе и в России; и т.п.). От последних можно даже ожидать, что они удовлетворятся «тихим» участием в предприятии (без оперативного контроля над ним) либо обычным проектным (целевым) кредитом ддя начинаемого предприятия.

Трудности, впрочем, всегда возникают при создании нового предприятия, однако они гораздо более серьезны в случае учреждения именно предприятия, намеренного осваивать новую технологию. Эту проблему, как и проблему лучшего видения самими инициаторами нового предприятия его становления и перспектив, можно решить только на базе разработки убедительного бизнес-плана, который должен быть представлен венчурным инвесторам.

Закрепление материала

Вопросы для повторения

1.Что такое венчурное инновационное предприятие и как оно может быть организовано?

2.В чем заключается смысл осуществления инновационного проекта путем включения в существующую фран-шиссную сеть?

3.Каковы обязанности и права франшиссанта и франшиссора? Какие услуги франшиссора особенно важны для освоения нового производства и продаж?

4.В чем, с точки зрения интересов инновации, выигрывает и как организуется приобретение для нового бизнеса действующего предприятия?

5.Как оценивается приобретаемое действующее предприятие?

6.Почему учреждение под начинаемый проект новой фирмы является наиболее часто используемой формой организации венчурного инновационного предприятия?

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [ 11 ] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]