назад Оглавление вперед


[Старт] [ 1 ] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]


1

1.2. «Горизонтальная» коАДмерческая передача технологий

Коммерциализация технологий посредством их горизонтальной передачи (т.е. форм прямой или косвенной продажи технологий) предполагает три рода операций:

•отделенные от любых других параллельных сделок и не зависящие от них продажи технологий, существующих на уровне всего лищь результатов в той или иной степени заверщенных исследований либо промыишенно освоенных разработок как таковых {сделки на рынке технологий);

•продажу технологий как таковых, но по сути составляющих лищь часть более комплексных трансакций, что может выражаться, например, в существовании пакетов параллельно заключаемых и выполняемых сделок (контрактов);

•коммерческую (возмездную, с прибылью) передачу технологий в рамках крупных комплексных (многоаспектных) хозяйственных договоров (контрактов) либо при продажах на определенных условиях (исключительности, долгосрочности поставок и пр.) материальных объектов, воплощающих соответствующие технологии. Чаще всего здесь речь идет о создании «под ключ» новых производственных мощностей, комплектных поставках оборудования или о крупных систематических поставках новых продуктов, предоставляющих возможность потребителям получить надежный доступ к новым технологиям в силу самой возможности применять эти продукты (особенно если поставщиком обеспечивается техническое обслуживание, консультирование и предоставление комплементарных, т.е. дополняющих, товаров и услуг).

Проще всего изучать и использовать первые два вида операций - особенно самостоятельные и не сопряженные с параллельными сделками формы реализации технологий. В этих случаях можно гоюрить о цене технологий, о стоимости прав на них и методах их защиты. Можно соотносить затраты на новые технологии, издержки по их передаче и доходы от их продажи.

Применительно ко второму виду операций необходимо учитывать, что значительная часть доходов и затрат в связи с продажей собственно технологий может проявиться в параллельных сделках, что оборачивается, как правило, повышением цены:

•продажи оборудования для новых технологий;

•поставок комплектующих изделий для сборки финальных продуктов, воплощающих новую технологию;



•проектных и строительно-монтажных работ на объектах, где будут использоваться новые технологические процессы либо выпускаться новые продукты.

В настоящей работе мы сосредоточимся на формах продажи слабо материализованных (лабораторных и опьггно-промышлен-ных) технологий, как доступных более широкому кругу хозяйствующих субъектов. Тем не менее считаем нужным напомнить читателю, что гораздо больший вклад в возможные доходы владельцев технологий способны сделать как раз те формы их реализации, которые предлагают потребителю более готовый для потребления финальный продукт, т.е. более материализованные и промышленно опробованные новшества. Иначе говоря, попытаться можно продать все, что разрешено законом, в том числе и всего лишь результаты научных исследований. Другой вопрос - будет ли это достаточно выгодно продавцу, окупит ли это затраты, на какую цену согласится в этих обстоятельствах покупатель (да и найдется ли он).

Если максимально широко смотреть на прямые и косвенные формы продажи технологий как таковых, то для организации-донора технологий (продающей их) можно вьщелить следующие формы продажи:

•продажа патентных лицензий на изобретения и беспатентных лицензий на ноу-хау;

•запродажа патентных прав;

•продажа или сдача в аренду (лизинг) опытных образцов изделий либо оборудования, воплощающих новую технологию;

•получение подрада на дальнейшую разработку задела под новую технологию (существующую на лабораторной стадии готовности), а также, возможно, на инжиниринг и консультирование;

•совместная разработка с заинтересованным в получении научно-технического задела партнером при его финансовом участии в дальнейшей коммерческой реализации новшества и совместном оформлении прав интеллектуальной промышленной собственности на него;

•формирование «институционализированных» совместных с заинтересованным партнером коллективов (организаций) разработчиков при участии в бюджете (капитале) этих коллективов (организаций) в форме вклада своим научно-техническим заделом (по его договорной стоимостной оценке) либо прав на использование запатентованньгх изобретений и/или секретного ноу-хау;



•научно-производственная кооперация с покупателем результатов исследований и разработок;

•платное обучение (в форме предоставления как теоретических знаний, так и возможности для стажировок и иных практических методов обучения) работников контрагента, заинтересованного в получении технологий (научно-технического задела);

•реализация схемы «заимствованного слуги»;

•продажа права найма носителей коммерчески привлекательного ноу-хау (а также полученной за средства фирмы квалификации этих работников) до истечения срока их трудовых контрактов.

Из числа приведенных форм почти 80% объема всех проводимых в мире операций по коммерческой горизонтальной передаче промышленно освоенных и непромышленных технологий приходится на продажу лицензий на изобретения и ноу-хау.

Продажу лицензий на предварительно полученный в стране вероятного коммерческого интереса к технологии патент (патенты) на изобретения, лежащие в основе этой технологии, иногда путают с запродажей, как упрощенно говорят, самого патента (патентов). Такая запродажа может иметь место скорее по отношению к праву на подачу заявки на патент. Форм подобной запродажи в принципе существует множество, но все они по сути полулегальны, т.е. внеконтрактны, либо регулируются не отношениями между фирмами, а отношениями фирмы-покупателя уже существующих изобретений с физическими лицами, продающими свой труд на условиях передачи прав на патентование конкретных изобретений. Исключение составляют ситуации, когда отношения с покупателем права на подачу патентной заявки начинаются с этапа, предшествующего исследовательской стадии создания новой технологии. Иначе говоря, в этом случае речь пойдет о коммерциализации еще не патентоспособного, но потенциально перспективного исследовательского задела в форме принятия к исполнению оплачиваемого подряда на исследовательско-экспериментальные работы (в современных отечественных терминах - договора на создание заведомо патентоспособной научно-технической продукции), в котором предусматривается передача заказчику права на патентование любых изобретений, сделанных в ходе заказанной разработки, на его имя.

Продажа или сдача в аренду (лизинг) опытных образцов изделий либо оборудования, воплощающих новую технологию, может иметь место:

[Старт] [ 1 ] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113]