назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [ 45 ] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61]


45

Президент. Поощрить доходы от капитала?

Казначейство. Никак. Мы отчаянно нуждаемся в налоговых пополнениях.

Президент. Переключить фонды социального страхования на акции?

Федеральный резерв. Это уже обсуждалось, когда акции переживали бум. Но, поскольку акции сейчас падают, очевидно, придется от этого отказаться.

Президент. Ладно. Вы отвергаете каждое мое предложение. Окей, но вы, джентльмены - наши мозги, вы здесь эксперты. Если все это не годится, то предложите альтернативу. И не предлагайте мне скользкое, дешевое решение, которое когда-нибудь, может быть, будет иметь ничтожный эффект. Рьшок акций падает сейчас. Все эти страшные риски, о которых мы тут слышали, существуют сейчас. Поэтому я хочу получить от вас мощное, как взрыв снаряда, решение, с громким эффектом - и притом немедленным.

Федеральный резерв. Все мы сознаем безотлагательность решения. Но вот в чем дилемма: у нас два фундаментальных варианта выбора - мы можем попытаться спасти рьшок акций, или мы можем попытаться спасти рьшок облигаций. Мы не можем сделать и то и другое.

Допустим, вы выбрали первый вариант и пытаетесь спасти рьшок акций. В результате вы подрываете во всем мире доверие к правительству США и топите весь рынок государственных облигаций.

Возьмем второй вариант - вы не спасаете рьшок акций. В результате рынок акций обрушивается и топит всю экономику.

Таковы варианты выбора: убейте рьшок облигаций или убейте экономику.

Президент. С меня достаточно всех этих разговоров на тему «будь я проклят, если сделаю это, или будь я проклят, если сделаю то.» Что, по вашему мнению, мы должны сделать?

Джонсон. Ничего.

Президент. Вы хотите сказать, что не знаете?

Президент, который ничего не делает, или политика невмешательства в дела рынка?

Джонстон: Нет, сэр. Я точно знаю, что мы должны делать в этой ситуации: ничего. Сохранить патовое положение, не менять сво-

ей позиции. Обратимся к истории и посмотрим на исторический опыт. Каждое активное действие вызывало неожиданную реакцию рьшка. И с каждым разом реакция рынка наступала все быстрее. Никсонов-ская политика Никсона замораживания зарплаты и цен провалилась и привела к стремительной инфляции и арабскому эмбарго на поставки нефти. Бюджетные дефициты президента Форда и легкие деньги послужили прелюдией к первому коллапсу доллара. Пакет мероприятий Картера по спасению рьшка облигаций в 1980 г. привел к внезапному спаду. Кутеж с накачиванием в экономику денег 1984-1986 гг. вызвал второй коллапс доллара и худший в истории кризис рынка акций. Клинтон прекратил государственное регулирование экономики, и это помогло открыть шлюзы для величайших в истории человечества спекуляций с акциями технологических компаний.

А сейчас все эти кризисы опять возвращаются. Мы имеем кризис бухгалтерского учета, бюджетный кризис, кризис спада, кризис на рьшке акций, кризис на рынке облигаций, кризис банкротств, кризис доллара... бразильский кризис, аргентинский кризис, японский кризис - и все это сразу. Независимо от последствий, у вас есть только один выбор, и он состоит в том, чтобы убрать руки от рычагов управления - не из-за какой-нибудь невидимой руки, которая магически все изменит, а потому что в данный конкретный момент выбор воздержания от любых действий есть самое мудрое решение, которое может принять настоящий лидер.

Президент. Вы хотите иметь президента, который ничего не делает?

Джонстон. Нет, но в данный момент нам нужно правительство, нейтральное по отношению к рынку. Пусть рьшок сам принимает решение. У нас нет другого выбора.

Президент. Вы предлагаете, чтобы мы позволили миллионам инвесторов дергать все ниточки и, подобно мастеру-кукловоду определять не только дальнейшую судьбу экономики, но и ответные действия Федерального резерва и Белого дома. Я не могу этого допустить.

Джонстон. Но это уже случилось! Вы уже утратили контроль над рынками. Чем больше мы говорим и делаем, тем хуже становится положение.

Президент. Нет! Нам нужны действия сейчас. Это вопрос жизни или смерти для миллионов рабочих мест. Как мы можем спокойно сидеть и смотреть на это зрелище?

MetroBank. У нас есть план.

Президент. Да? Так расскажите нам о нем.



План помощи

MetroBank. Как вы знаете, MetroBank и Harrisjones серьезно обсуждали между собой вопрос о слиянии. Но чего вы, возможно, не знаете, это того, что мы также советовались и по более широкому кругу вопросов, часть из которых были подняты здесь сегодня. Короче говоря, мы составили предложение из семи пунктов. Президент. Продолжайте, пожалуйста.

MetroBank. Федеральный резерв Нью-Йорка, действующий в качестве брокера и трейдера от имени правительства США, имеет право покупать облигации частных корпораций. Правительство имеет право приводить стоимость акций этих фирм ближе к уровню стоимости правительственных облигаций. Оно имеет право создавать наличные деньги и направлять их, куда ему угодно.

Президент. Я согласен: мы можем создавать наличные деньги.

MetroBank. Да, мы можем создавать наличные деньги практически в неограниченных количествах. И ввиду новых необычных внутренних и внешних угроз, перед лицом которых стоит наша страна, настало время использовать это право. В этом состоит ядро нашей идеи. Но позвольте мне на минуту отступить назад и изложить вам наш план, пункт за пунктом.

Пункт первый. Вы должны поощрить покупателей акций и наказать биржевых спекулянтов, играющих на понижение. Мы предлагаем, чтобы Федеральный резерв понизил обязательный размер обеспечения (маржи) депозита для покупки акций, тем самым облегчив инвесторам возможность занимать деньги непосредственно у своих брокеров. В то же самое время Федеральный резерв увеличивает уровень обеспечения маржи для спекулянтов, играющих от продажи, затруднив для них заем акций, которые они используют для игры на понижение и рынка, и престижа нашей страны. Федеральный резерв всегда имел это право, и в прошлом он действительно использовал его. Он изменял маржу по мере необходимости. Сейчас настала пора воспользоваться этим правом.

Пункт второй. Федеральный резерв Нью-Йорка выходит на открытый рьшок с целью поддержания рынка акций. Но вместо того, чтобы прямо покупать акции, он покупает облигации корпораций. В этом вся изюминка нашего плана. По существу, это было проделано в прошлом столетии с Корпорацией финансирования реконструкции (Reconstruc-

tion Finance Corporation)* Закон позволяет нам повторить эту операцию. Федеральный резерв может сделать это. Федеральный резерв может скупить облигации сотен крупных компаний. Федеральный резерв помещает эти облигации в свой портфель, а компании получают наличные деньги.

Пункт третий. Мы признаем, что это весьма необычный шаг, большое отступление от традиций. Поэтому мы подумали, что вам понадобится некое политическое прикрытие, чтобы сделать этот план более приятным на вкус для общественности. Вместо того, чтобы просто покупать облигации любой компании, правительство будет покупать акции только тех компаний, которые продемонстрируют чистую бухгалтерскую отчетность или играют важную роль в обеспечении безопасности нашей родины. Мы полагаем, что это может быть почти любая компания по вашему выбору. Это даст вам тот предлог - простите - ту гибкость, которая вам нужна. Что еще важнее, это позволит правительству обильно оросить частный сектор наличными деньгами... и поддержать рынок акций.

Пункт четвертый. Федеральный резерв покупает облигации корпораций при одном простом условии: каждая из этих компаний должна использовать по меньшей мере 75% полученных денег на немедленный выкуп своих собственных акций, находящихся в обращении. Вы помните операции по выкупу контрольных пакетов акций за счет кредита, проведенные в 1980-х гг., когда компании делали это повсеместно. Они занимали деньги у банков и крупных финансистов. Затем они использовали взятые в долг деньги для выкупа своих собственных акций. И вы помните, как это помогло рынку подняться. Так что мы предлагаем, по существу, уже опробованное лекарство. Только на этот раз финансирование осуществляет главным образом правительство. И само правительство дирижирует оркестром.

Пункт пятый. У вас есть проблемы с иностранными инвесторами. Мы отнюдь не хотим наблюдать, как наши миллиарды будут накачи-

Корпорация финансирования реконструкции (Reconstruction Finance Corporation) ~ федеральное ведомство, созданное в 1932 г. с целью содействия выходу США из экономического кризиса путем оказания федеральной финансовой помощи сельскому хозяйству, торговле и промышленности, а также малому бизнесу. Ведала распределением субсидий и займов. Просуществовала в виде самостоятельного учреждения до 1939 г., возобновила свою деятельность в 1947 г., а в 1957 г. передала свои функции другим федеральным органам. ~ Примеч. ред.



ваться в рынок акций только для того, чтобы затем вытекать за границу. Поэтому следует установить различные способы валютного контроля. Затрудните иностранцам конвертирование прибылей, полученных от продажи наших акций, в валюту их стран. Это эффективно закроет утечку долларов.

Пункт шестой. В качестве временной экстренной меры федеральный резерв отменяет требования к банковским резервам. Тогда банки будут иметь больше денег для займов и ссуд, и они смогут ссужать эти деньги корпорациям - для заделки дыр в их балансах. Мы не хотим, чтобы правительство было единственным поставщиком свежей, новой ликвидности. MetroBank и другие банки тоже хотят помочь.

Пункт седьмой и последний. Если правительство заявит, что приведет в исполнение все или большую часть наших предложений, то мы согласимся срезать нашу базисную ставку ссудного процента. Для заемщиков зто будет глазурью на пирожном.

Председатель федерального резерва. Нет! Зачем применять такой нетрадиционный подход, когда мы можем просто продолжать следовать нашей стандартной процедуре? Почему мы не можем просто добавить ликвидные средства в банковскую систему? Таким образом мы поощрим банки при необходимости ссужать эти средства корпорациям. Что в этом плохого?

MetroBank. Это будет слабое средство. Рьшок акций нуждается в прямом уколе в вену. Традиционный метод - лингвальный прием лекарства - слишком медленный.

Председатель Федерального резерва. Слишком медленный? Что вы хотите этим сказать?

MetroBank. Я хочу сказать, что это не действует. Господин президент, здесь уже говорилось о том, что процентные ставки упали ниже некуда. Было сказано и о том, что деньги накачиваются в банковскую систему в рекордных количествах. Восстановило это доверие инвесторов? Нет. Остановило это падение рынка акций? Нет! Это означает, что традиционный метод имеет один очень важный недостаток: он... не... работает!

Вы должны применить более радикальное средство. Вы должны начать покупать облигации корпораций, а если это не поможет, вы должны пойти еще дальше. Вы должны будете начать покупать непосредственно акции.

Председатель Федерального резерва. Мы не должны это делать! Правительство не должно покупать ни облигации корпораций, ни акции. Кого вы хотите обмануть? На каждый доллар, который прави-

тельство использует для покупки корпоративных облигаций, оно должно будет занять тот же доллар у общества, выпустив собственные правительственные облигации. Это просто не сработает. Инвесторы в правительственные облигации воспримут это как уловку - окольный способ, позволяющий правительству косвенно покупать акции. Иностранные инвесторы будут смеяться вам в лицо. Это ударит по нам как бумеранг, точно так, как это случилось в Японии.

Джонстон. Джентльмены, умоляю вас. Прочтите наш отчет «Выгоды кризиса». Он покажет вам, что председатель Федерального резерва прав как в краткосрочном, так и в долгосрочном масштабе. MetroBank и Harrisjones явно опасаются падения...

Harrisjones. С чего вы это взяли?

Джонстон. я хочу сказать, что все мы боимся падения. Но мы не должны бояться кризиса. Мы должны научиться жить при нем, вести его и сберегать наши ресурсы до того дня, когда они действительно смогут принести большую пользу. Использование их прямо сейчас только повредит рынку и всей нации.

MetroBank. Господин Президент, хотим мы спасти миллионы рабочих мест, тысячи предприятий и всю экономику? Или мы хотим потворствовать инвесторам в правительственные облигации и иностранным инвесторам? Выбор за вами.

Президент знал, что это будет рискованная авантюра. Председатель Федерального резерва и секретарь Казначейства испытывали еще больший страх. Но Джонстон был прав. Все они, особенно президент, испытывали один и тот же страх - страх перед таким падением рьшка акций, которое бросит в пропасть всю страну.

Президент занял жесткую позицию за принятие плана MetroBank, и секретарь Казначейства отступил, расходясь с президентом в мелочах.

Тем временем, чем больше председатель Федерального резерва и Джонстон говорили о рисках и опасностях, тем больше убеждался президент в том, что Администрация и Федеральный резерв должны предпринять больше действий - но не меньше. Сейчас самое время ринуться в бой, заявлял он с напускной решительностью.

В течение последующей недели, несмотря на то, что некоторые предложения MetroBank были отвергнуты. Администрация строила планы осуществления основной их идеи. На председателя Федерального резерва оказывалось жесткое давление, чтобы заставить его испытать выработанную стратегию, но председатель продолжал сопротивляться. Он непреклонно противостоял стремлению облегчить

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [ 45 ] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61]