назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [ 16 ] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61]


16

те текст до появления таблицы F4, «Заимствования кредитного рынка, Все сектора, По инструментам». Затем проверьте строку 3, «Ценные бумаги Правительства США». Там вы и найдете все самые исчерпывающие доказательства, да еще и из самого безупречного из всех источников - Федерального резерва США. (См. табл. 8.1.)

Джонстон, который еще в колледже в Вашингтоне со страстным интересом изучал деятельность правительства, был поражен.

-Вы, должно быть, шутите! - ответил он. - Вы хотите сказать, что Министерство финансов США, то самое, что на Пенсильвания Авеню, уверяет, что в 2000 и 2001 гг. у нас в бюджете имелась огромная нераспределенная прибыль, в то время как Федеральная резервная система, офис которой находится на углу улицы Конституции и 20-й, утверждает, что у нас в бюджете в эти же годы был огромный дефицит?

-Вот именно. Но никто не обращает внимания на эти цифры ФРС. Эти документы почти не распространяются, о них редко говорят. Но именно данные Казначейства фальсифицированы, те самые данные, что опубликованны в прессе и обсуждались перед Конгрессом. Вы представляете, какое огромное значение это имеет? Понимаете, какие, в конце концов, могут быть последствия? Джонстон слушал с огромным интересом, но ему хотелось понять и механизмы того, как это все реально проделывалось. В ответ на его вопрос Даллес раскрыл длинную цепочку манипуляций, которые постоянно проделывались правительством для того, чтобы заставить федеральный бюджет выглядеть более приемлемо для избирателей. Все эти приемы были странным образом похожи на те хитрости, к которым прибегала компания UCBS в 1990-е гг., чтобы приукрасить свои доходы.

-Очень коротко, - сказал Даллес, - вот как это делается Во-первых, правительство имеет целый букет агентств - Federal Home Bank, Freddie Mac, Sallie Mae" и так далее. Эти агентства контролируются

Federal Home Banks - федеральные банки жилищного кредита. Двенадцать кредитно-финансовых учреждений, входящих в Федеральную систему банков жилищного кредита; предоставляют кредиты и другие услуги ссудо-сберегательным ассоциациям и сберегательным банкам. Freddie Mac (Federal Home Loan Mortgage Corporation) - Федеральная корпорация жилищного ипотечного кредита. Создана в 1970 г. Учреждение Федеральной системы банков жилищного кредита, поддерживающее вторичный рьшок обычных ипотек (не гарантированных государством) и выпускающее ценные бумаги под обеспечение пула ипотек. Sallie Мае (Student Loan Marketing Association, SLMA) - Ассоциация студенческих кредитов. Независимая корпорация, гарантирующая кредиты, взятые студентами. Создана в 1972 г. - Пргшеч. ред.

Конгрессом. Они гарантируются, поддерживаются или, по крайней мере, получают финансовую поддержку от Правительства США. А их долговые обязательства принимаются всеми за ценные бумаги Правительства США. Однако в бюджете их отчетность не консолидирована с отчетностью правительства. Это очень удобная база для плохих цифр, которые вызвали бы огромное замешательство у массы людей как в Вашингтоне, так и за его пределами.

-Во-вторых, - продолжал он, - существует Фонд социального обеспечения. Этот фонд имеет нераспределенную прибыль, в которой он нуждается, чтобы покрывать возможный будущий дефицит фонда. Эти деньги принадлежат 45 млн людей, ушедших на пенсию или собирающихся уйти. Он не имеет абсолютно ничего общего с остальными операциями правительства. И тем не менее оно прибавляет избытки фонда к федеральному бюджету, чтобы прикрыть свой дефицит.

На мгновение мысли Джонстона перескочили в прошлое. Но тут же вернулись с новым вопросом:

-Это цифры Казначейства. Но вы сказали, что Федеральный резерв считает дефицит иначе - как же он это делает?

-Цифры ФРС и показывают, сколько правительство и правительственные агентства на самом деле заимствуют новых денег - сверх того, что нужно для восполнения старого долга - в каждом календарном году. В 2000 г. они заимствовали оттуда 137,6 млрд долларов, о чем я вам уже говорил. В 2001 г. они заимствовали 623,8 млрд. В 2002 г. они взяли в пересчете на год 731,8 млрд в первом квартале и - абсолютно потрясающая сумма - 948,4 млрд во втором квартале!

-И куда же идут все эти деньги?

-Могу заверить вас, что они не засовывают их под какой-нибудь матрас. Они заимствуют для одной единственной цели - для покрытия дефицита. Вот почему я говорю, друг мой, что именно их цифры и представляют реальный дефицит, а не те фиктивные цифры, которые обсуждаются в Конгрессе или приводятся в прессе.

Джонстон слышал об этих ухищрениях и раньше, но никогда не думал, что обман достигает таких масштабов. «Господи, - подумал он про себя, - во втором квартале 2002 г. правительство заняло, если пересчитать на год, почти 1 трлн долларов! Это настолько превышает официально заявленный дефицит бюджета, что просто уму непостижимо!»

Он не осознавал до сих пор, как странно сходны манипуляции правительства с теми хитростями, которые он так хорошо узнал из опыта своего руководства компанией UCBS. Исключение правительствен-



CJ in со со

1Л соCDО)

W «5СОW

р г:1О

РЭсо

со со 4J-

S я t S

юю

со ю ш со со

Р1 8 2

Ю со СТ)

coioocn СП in Г"т-" CNJ юо

со т-

чш"

, ОСО

Jcor-"ciSv

ID CJ) со J-

oo"

to пою

1 1

com in CD

T-coco Ш

ocor

cjcooin

or-, со" со"

CNJ о

in о w

ЮГ5 cqcj

in CO

in c5 in" CD

in""

cqr-- cqo

pJcNjincn

1- J- CO CO

h-"cn CO in 1

o ino in

coin

cn соо"о>

<0 inr~- CD

I-in

-*" со" CO -j-

OCOCOO

inaj-f lo

со"

CO о

inr-"

CM OJ CJ in

aS CO tt CJ O)C0 in CO

CO lO CO

CJ)-*

0> CO CJ

o"cj"r-

CO CO о

№ШСО

in r-co

N lOCJ) tin

r- in in

in CO

(J>-*in

tSJ CO CO

о

со" СП CO

со in -

lOcq CD со" CO in

co*-w

"in-"

СОт-Ю

liillj ilip!

mill

о i-CNJCO

" «

oss S g Й

I- c3 о

b, Ю

E, 5 о о Э Э

~. о

g g i" §111

r: к

cj ГЗ

a, ч о

I g.

00 §

cj « a ч

§

H « с

ч £i I

cj C3

oo с 3

n cj

i §

ffl s

о dj

НЫХ агентств из бюджета было удивительно похоже на игру с пустышками в виде дочерних компаний, которую они сами в UCBS использовали для скрытия долгов и убытков. Фокусы, которые разыгрывало правительство с американским Фондом социального обеспечения, казались фактически идентичными тому, как они в f/CBiжонглировали с пенсионным фондом служащих компании.

Для обычного человека здесь таилась огромная угроза. Фонды социального обеспечения могли иссякнуть. Огромные займы правительства могли подхлестнуть рост стоимости денег - то есть рост процентных ставок. Проценты на закладные могли внезапно подняться в момент, когда американцы меньше всего были к этому готовы. Вложившие средства в облигации могли потерять целые состояния.

Он попытался успокоиться, но не смог. Вот он, бьющийся изо всех сил, чтобы привлечь некоторые правительственные организации - вроде SEC или IRS, - к поддержке его стремлений к более чистому и ответственному будущему корпоративной Америки. И вот они, выделывающие те же самые трюки в своей собственной отчетности, убивая - в высшей степени подрывая - любое подобие доверия, которое они могли бы иметь, помогая внести здравомыслие в частный сектор.

Джонстон почти слышал сейчас слова топ-менеджеров: «Ха! Если само правительство делает это, то почему нам нельзя?» С другой стороны, если он похоронит эту проблему и просто проигнорирует ее, он никогда не сможет больше жить в ладу с самим собой. Он решил подключить Даллеса к своему проекту и двигаться дальше.

Через два дня, с трепетом и волнением, комитет выпустил сообщение для печати, избегая преувеличений или сенсационности. Тем не менее они чувствовали, что заголовок «Правительство раздуло бюджет до 500 миллиардов», конечно, будет вынесен на первые страницы.

На следующее утро Джонстон вошел в офис своего нового пресс-секретаря и спросил:

-Ну как, каковы отклики? Положительные, да? Нет? Не говорите мне, что они отрицательные! Ну-ну, хватит, не держите меня в напряжении. Что они говорят?

-Ничего, сэр.

-Ничего? Как это - ничего?

-Я хочу сказать, сэр, что никакой шумихи мы от них не получим*.

Никаких откликов вообще. Широкая пресса, видимо, не поняла ничего. Ребята из финансовой прессы вроде бы поняли смысл, но им как будто наплевать. Один репортер, специализирующийся по финансовым рынкам, который позвонил по поводу старого вопроса о UCBS,



сказал мне сегодня утром, что «это неактуально». Вот его слова; «Ну и что с того, что правительство обманывает? Это что - новость?» А еще он говорит, что «кажется, это никогда особенно не влияло на состояние рынка облигаций, так чего беспокоиться?» Сказал, что это старая новость, и дал понять, что наш пресс-релиз наивен. Это довольно хорошо резюмирует общее отношение к нашему сообщению.

Джонстон был ошеломлен. Что же это получается, думал он. Когда он признался в манипуляциях с бухгалтерской отчетностью своей компании, на Уолл-Стрит словно снаряд разорвался... а когда кто-то попытался раскрыть еще более вопиющее жульничество в Вашингтоне, все словно оглохли? В течение следующих нескольких недель он был одержим этим вопросом. Он поручил своим сотрудником переговорить с экономистами, и те рассказали об экономических циклах. Он послал их на Уолл-Стрит к дилерам", и те расказали о правительственных облигациях. Шаг за шагом, кусок за куском, они собрали картину, которую Даллес затем нарисовал Джонстону при их следующем разговоре.

-Прежде всего, - сказал Даллес, - давайте уточним наши позиции. Мы действительно находимся на верном пути. Эти хитрости с финансовой отчетностью, которыми пользуется Вашингтон, гораздо хуже того, о чем только могли мечтать на Мэйн-Стрит или Уолл-Стрит.

-Хуже? Почему хуже?

Аудитор достал из выдвижного ящика стола желтый блокнот и положил его рядом с высоким стаканом с ледяной водой, который он только что принес из холодильника. На блокноте было набросано четыре основных тезиса.

-Есть четыре причины, в силу которых, по моему мнению, это гораздо хуже, - сказал он после 15-секундной паузы.

-Причина номер один. Вашингтонские махинации имеют гораздо более крупный масштаб. Черт возьми, ну какие сверхприбыли могли мы выжать из нашей копеечной игры с дочерними компаниями - 1 млрд долларов? Или максимум полтора миллиарда? Ладно, а манипуляции Казначейства с правительственными агентствами и

Дилер ~ лицо, фирма, осуществляющие биржевое или торговое посредничество за свой счет и от своего имени. Дилер обладает местом на бирже, производит котировку любых ценных бумаг. Доходы дилера образуются за счет разницы между покупной и продажной ценой валют и ценных бумаг, а также за счет изменения их курсов. - Примеч. ред.

Фондом социального обеспечения* только с 2000 г. принесли почти 2 триллиона долларов. На сколько служащих был рассчитан наш пенсионный фонд? От силы на 40 тыс. Так вот, фокусы правительства с фондами социального обеспечения могли вызвать сокращение пенсий у 45 миллионов граждан!

-Причина номер два, - продолжал он. - Они не просто жонглировали с цифрами - это же реальные деньги. Вспомните наше самое первое собрание несколько лет назад. Помните, как я объяснял вам, что мы фактически не лезем в пенсионный фонд наших служащих?

-Освежите мою память, - попросил Джонстон.

-Мы не брали из пенсионного фонда реальных денег. Мы только перемещали цифры в отчетности.

-Ах, да. Теперь я припоминаю.

-Хорошо, тогда знайте! Наше правительство на самом деле совершает налеты на фонды социального обеспечения. Они берут эти банкноты, которые, как считается, забронированы под будущие пенсионные выплаты, которые принадлежат десяткам миллионов граждан, и... они тратят их.

Лоб Джонстона покрылся испариной. По мере того как Даллес продолжал свои пояснения, он чувствовал, как у него поднимается артериальное давление.

-Причина номер три. Вы когда-либо задумывались над тем, почему наше правительство в 1990-е гг. позволило нам и другим крупным компаниям вести себя по-свински даже без слова предупреждения? Вы когда-либо задумывались, почему Федеральный резерв неожиданно прекратил предупреждать насчет «неразумного изобилия» и фактически стал поощрять технический бум**?

-Нет. А почему?

-Потому что правительство тоже получало с этого прибыли, и не хотело делать ничего такого, что могло бы перевернуть кормушку. Никогда не забывайте, что сборщик налогов является молчаливым партнером, всегда стоящим за любой компанией Америки. Когда предприятия зарабатывают больше денег, правительство собирает больше налогов. Никогда не забывайте, что правительство тоже является молчаливым партнером каждой компании, которая преувеличивает свои облагаемые налогом прибыли. Чем больше компании преувеличивают, тем большие суммы они обязаны платить правительству в виде налогов. И вот вам результат; в то время как корпоративная Америка в 1990-х гг. радовалась сверхбуму в прибылях. Министерство финансов США имело свой собственный сверхбум в виде государ-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [ 16 ] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61]