назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [ 15 ] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61]


15

-И по какой же?

-Я назову ее «фактором зависти».

-Вот как? - воскликнула Линда. - Я поняла, что означает «фактор нужды». «Фактор страха» мне тоже понятен. Но зависть?

-Предположим, что я вложил 100 тыс. долларов в облигации Казначейства, которые будут давать мне ежегодно фиксированные 5% в течение следующих 30 лет. Сколько долларов я получу в виде процентов каждый год?

-5 тыс. долларов? - ответил муж.

-Верно. Но вот времена меняются и процентные ставки ползут вверх. Казначейство выпускает новые облигации, по которым теперь выплачивается намного больше, - скажем, 10% в год. Что произойдет?* Я как владелец 5%-ных облигаций, начинаю завидовать тем, кто покупает новые, 10%-ные облигации. Я говорю себе: «Черт возьми, если бы я подождал, если бы я купил эти новые облигации, по которым выплачивают 10%, я мог бы получать по 10 тыс. долларов в год вместо 5 тыс., и они были бы по-прежнему на 100% гарантированы Правительством США!

-Вот так облом, да? - продолжил Гэбриэл.

-Верно! Поэтому однажды я иду к вам, как продавец подержанных машин, и говорю: «Эй, у меня есть отличная облигация, которую я купил не так давно. Правда-правда! По ней я получаю прекрасный доход - 5 тыс. долларов в год, и она на 100% гарантирована Правительством Соединенных Штатов. Если бы я предложил ее вам, вы бы ее купили?»

Гэбриэл ответил немедленно.

-Вы, должно быть, шутите! Какого черта я должен покупать ваши старые 5%-ные облигации, когда я могу купить новехонькие 10%-ные облигации от Казначейства и иметь двойной доход?

-Потому что я продам их вам дешево.

-Как дешево?

-Сделайте мне предложение.

Гэбриэл прикинул, какова могла бы быть реальная цена. Старые облигации давали по 5 тыс. долларов в год. Но чтобы получать 5 тыс. долларов в год от новых 10%-ных облигаций, ему нужно было бы вложить прямо сейчас 50 тыс. долларов. Поэтому он рассудил, что старая облигация должна стоить 50 тыс. долларов.

-Отдайте мне ее за полцены - 50 штук. Вот какую цену она для меня имеет.

Консультант улыбнулся.

-Да, да. Вы попали в точку. Это очень близко к той цене, которая реально была бы на открытом рынке. И именно поэтому рыночная цена на существующие облигации неизменно падает, когда существующая ставка процента идет вверх. Вот почему растущие процентные ставки являются главной угрозой для всех, у кого уже есть облигации. Не имеет значения, кто выпустил эти облигации - неизвестная компания или компания, входящая в список «Fortune 500», борющаяся за выживание городская администрация в каком-нибудь районе с хронической безработицей или Министерство финансов США - цены на все из них сбиваются вниз всеобщим ростом процентных ставок.

Линда недоверчиво спросила:

-Все это выглядит как-то теоретически. А реально это где-нибудь раньше случалось?

-О-о! Ко-неч-но да! В 1980 г. тридцатилетние облигации Казначейства стоимостью 10 тыс. долларов упали до 5500 долларов. В 1981 г. они же упали до 4300 долларов. А 1994 г. оказался худшим за всю историю годом для облигаций - и все в связи с ростом процентных ставок. Если вы решите держаться за свои облигации до истечения срока погашения, вы, без сомнения, вернете все вложенные в них деньги. Но тем временем вы из года в год будете получать от ваших облигаций низкие доходы.

Линда почувствовала растерянность. Она пришла сюда за советом относительно того, что покупать, но сейчас ей казалось, что этот консультант только и делал, что советовал ей, чего покупать не надо. Она пришла в поисках надежды, но ей казалось, что все, что он ей дал, было еще одним поводом для отчаяния.

-Вы все время говорите только об опасностях и несчастьях, - сказала она. - И это все, что вы видите?

Он задумчиво помолчал, затем мягко заговорил.

-Вы забываете об инвестиционных фондах, ориентированных только на Казначейство, о которых я вам говорил. В этих фондах ваш доход возрастает почти сразу же, как только повысятся процентные ставки. Чем больше вырастут процентные ставки, тем больше вы получите. - Кроме того, - продолжал консультант, - опасность - это одна из реалий нашего времени, но даже худшая из катастроф может оказаться благоприятной возможностью. Она может оказаться для вас благоприятной возможностью сделать себе состояние, а для страны - возможностью поправить свои дела. Как бы худо ни шли дела, мы выживем и, в конце концов, достигнем процветания.



-Это так, но вы только что говорили о надежных вложениях вроде государственных облигаций, которые падают в цене. Говорили о людях, продающих свои облигации из-за нужды, страха или зависти и еще бог знает от чего. Теперь мы это понимаем. Спасибо вам. Но как нам избежать этих трудностей?

-Именно так, как я вам объяснил раньше. Вы одалживаете свои деньги только тем, кто действительно заслуживает доверия, кто тратит деньги мудро, кто может почти наверняка вернуть их. Таким образом вы с самого начала решаете большинство проблем. Затем, чтобы решить остальные проблемы, доверяйте им только на короткое время. Например, вместо того чтобы одалживать ваши деньги на 30 лет, отдавайте их всего лишь на 3 года, на один год или даже всего на 3 месяца. Чем короче период, тем ниже риск, связанный с колебаниями цен. Если первоначальный срок составляет от 10 до 30 лет, вы получите «облигацию». Если он составляет отрезок времени от 1 месяца до 1 года, это будет «долговая расписка», или «вексель». Все, что выпускается Казначейством США на срок меньше года, называется «долговым обязательством». Из всего перечисленного самым надежным является долговое обязательство Казначейства, что возвращает нас к инвестиционным фондам, ориентированным только на Казначейство.

-Но ведь вы сказали, что как раз сейчас их процентные ставки ужасающе низки!

-Да. Но что вы предпочитаете - гарантированный, хотя и низкий, доход от долговых обязательств Казначейства или огромные потери на акциях?

-Конечно, низкий доход. Но мы не можем вечно сидеть на низких доходах. Что может подтолкнуть их к повышению?

Глава 8

Раздувание бюджетного дефицита

У Пола Джонстона не было никакого желания провести следующие годы своей жизни, разъезжая туда-сюда на электрокаре по полю для гольфа во Флориде, или прямо из дома заниматься дей-трей-дингом, зарабатывая на виражах фондового рынка. После своей отставки он тут же энергично взялся за воплощение следующей части своего плана - создание некоммерческой исследовательской и лоббистской группы, Комитета топ-менеджеров по реформе бухгалтерского дела, с небольшим офисом в Вашингтоне, округ Колумбия. Этот комитет должен был собрать выдающихся исполнительных

•директоров в качестве своих представителей и подобрать исследовательский персонал для раскрытия всякого рода бухгалтерского крючкотворства в Америке. Он вытащит на свет существующие проблемы, будет приводить факты и называть имена компаний, бесцеремонно нарушающих нормы честной бухгалтерии.

Он нанял лучшего в стране пресс-агента, а также лучших судебных консультантов - ищеек, специализировавшихся на проникновении в компании и поиске скелетов, спрятанных в тамошних шкафах. Кроме того, он также думал о том, чтобы пригласить на работу и некоторых из тех самых людей, которые в 1990-х гг. советовали компаниям, как можно исказить картину доходов. Кто мог знать больше о том, как обойти и безнаказанно нарушить правила, как не те люди, которые осуществляли это на практике? - размышлял он.

Как только разнеслась весть о создании этого комитета, ему стали звонить люди, желающие присоединиться к нему. Оливер Даллес, вскоре после того, как Джонстон ушел в отставку, потерявший работу в бухгалтерской консалтинговой фирме, был среди первых и самых настойчивых. Ему отчаянно хотелось присоединиться к этой группе. Его не смущало значительное снижение его оклада. И чтобы показать свою



компетентность, он уже провел кое-какнс исследования, которые, как он чувствовал, придадут большую ценность проекту Джонстона Впрочем сначала голос Даллеса, казалось, звучал просительно.

-Не уверен, что это то, что вам нужно. Может быть, вы скажете, что это совсем не то. Если так, то просто забудьте об этом... но все же! Это грандиозно!

-Не пойму, о чем это вы говорите, - нетерпеливо сказал Джонсон.

-Поправьте меня, если я ошибаюсь, но насколько я понимаю, миссия вашей группы заключается в том, чтобы вскрыть все махинации с бухгалтерией в Америке, правильно? Так вот, оказывается, самый крупный обман с бухгалтерской отчетностью осуществляется не кем иным, как самим федеральным правительством!

-Я уже раньше слышал кое-какие разговоры об этом, но...

-Я говорю о бюджетной отчетности федерального правительства. Вот послушайте: согласно информации Министерства финансов, в 2000 г. мы имели нераспределенную прибыль федерального бюджета в размере 236 млрд долларов. Помните это? Большой непредвиденный избыток денег, из-за которого воевали между собой демократы и республиканцы, когда каждый старался перекричать другого по вопросу, как лучше потратить эти средства? Так вот, весь ужас в том, что вместо 236 млрд долларов избытка федерального бюджета мы на самом деле имеем в этом году федеральный дефицит в размере 137,6 млрд.

-Вы в этом уверены?

-Абсолютно, и я вам докажу это через минуту. Но дальше все становится еще хуже. В отношении 2001 г. Министерство финансов объявило, что у нас в федеральном бюджете имеется нераспределенная прибыль в 127 млрд долларов. Попробуйте угадать, какова настоящая цифра. - Джонстон молчал, и Даллес продолжал. - Держите челюсть. Это был потрясающий дефицит в размере 623,8 млрд долларов. Вы можете поверить в это? Больше 600 млрд! А в 2002 г. дефицит еще больше! (См. рис. 8.1).

Джонстон отнесся к этим сведениям скептически. Ему часто приходилось слышать критиков действий правительства и заявления наблюдательных агентств насчет применения разных фокусов в бюджетном учете, но он ни разу не встретил в этой критике четких доказательств, черным по белому, с той точностью, которую, казалось бы, подразумевал дипломированный бухгалтер.

-А где доказательства? Откуда вы взяли ваши цифры?

У Даллеса был почти двадцатилетний опыт работы бухгалтером. Он развил у себя в высшей степени дисциплинированное умение работать со статистическими данными еще в колледже. И он был не из

Млрд долл. $400-

$200-

Дефицит федерального бюджета вне контроля $236 *--

$125

-$200-

-*°°-$418

Официальная нераспределенная;

$127а прибыль»

-$138

-$624

-$600-: -$800-

-$1000-

-$521

-$732

Фактические дефициты

$106,

-$948

-$1200---------

1998

1999

2000

2001 2002 1 кв. 2002 2 кв.

Рис. 8.1. Так называемая нераспределенная прибыль федерального бюджета за 1999, 2000 и 2001 гг. была чистейшей «липой», основанной на грандиозных и явных манипуляциях с бюджетной отчетностью. Данные, опубликованные Федеральным резервом, о фактическом заимствовании правительством новых сумм показывают, что правительство на протяжении всего этого периода скрывало все более крупные цифры ежегодных дефицитов. Исходные данные: Министерство финансов США, утечка средств Федерального резерва", показаны в табл. 8.1.

тех, кто может позволить себе скоропалительные заявления, не имея

на то основания.

-У вас есть доступ в Интернет? - мягко спросил он.

-Конечно.

-Когда получите электронное письмо, которое я сейчас вам отправляю, щелкните по ссылке. Адрес: www.federalreserve.gov/releases/ Zl/Current/zer-3.pdf. Когда этот файл появится на экране, прокрути-

Федеральный резерв. Федеральная резервная система, ФРС - Федеральное ведомство, созданное для выполнения функций центрального банка и осуществления централизованного контроля над коммерческой банковской системой страны. ФРС состоит из 12 федеральных резервных банков, выполняющих функции центральных банков в особых округах (из нескольких штатов). Наиболее важным из них является Федеральный резервный банк Нью-Йорка, отвечающий за международные операции. Система создана в 1913 г. Законом о федеральной резервной системе. Центральные учреждения находятся в Вашингтоне. - Примеч. ред.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [ 15 ] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61]