назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [ 22 ] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29]


22

1986 г. при увеличении свободного времени 18,1% из них по-святили бы его повышению квалификации, то с 1995 г. лишь 8,5%, посешению кинотеатров и театров, соответственно - 55,7 и 22,6%, сад и огороду - 25,0 и 68,9% и т.д.

Одним из социальных последствий снижения ценности свободного времени является рост ценности увеличения продолжительности оплачиваемого труда (основного и дополнительного) как средства увеличения заработка. В 1960-1970 гг сокращение рабочего времени рассматривалось как один из источников увеличения свободного времени. Сейчас, наоборот, свободное время становиться источником увеличения продолжительности опаливаемого труда. Это вынужденное материальными условиями жизни положение. Об этом свидетельствует тот факт, что все-таки полученное от работы удовлетворение (отметили 11,2% работающих) меньше, нежели от занятий в свободное время (отметили 28,4% работающих).

Снижение ценности свободного времени и наметившаяся тенденция его уменьшения свидетельствует об отставании в этой области от развитых стран мира. Так, если в 1991 г работающие жители Москва располагали: мужчины - 27 ч. 32 мин. свободного времени в неделю, а женщины - 20 ч. 41 мин., то работающие жители Токио, соответственно - 31 ч. 29 мин. и 29 ч. 12 мин. Если в 1965 г. работающие жители Пскова располагали одинаковой величиной свободного времени по сравнению с США, то уже в 1986-87 гг наши работающие среди мужчин имели примерно на 2 часа, а женщины - на 8 часов в неделю меньше по сравнению с США и Финляндией.

Более половины (52,3%) работающих жителей Пскова в 1995 г. ответили, что их свободное время по сравнению с 1991 г уменьшилось, увеличилось лишь у 18,6%. Это произошло примерно в равной степени у всех возрастных групп работающих, но в неравной степени в зависимости от улучшения или ухудшения материального обеспечения. Так, 34,4% из тех, кто за этот период материально стал жить лучше ответили, что их свободное время увеличилось, а их тех, кто материально стал жить хуже (а их большинство) это отметили лишь 18,2%. Естественно, произошло за 10-летний период и снижение удовлетворенности величиной свободного времени: ее индекс уменьшился с 3,07 в 1986 г. до 2,56 в 1995 г.

Таким образом, в нынешнем российском обществе имеет и,есто социальное расслоение не только по обеспечению сво-ЛХ материальных потребностей, но и по величине свободного времени, одной из важных составляющих удовлетворения духовных потребностей.

Снизилась не только величина свободного времени, но ухудшились и условия его проведения: они стали хуже у 63,4% работающих, а среди рабочих - даже у 75,7%. У большинства (88,4 - 93,2%) стало и меньше средств, используемых для проведения своего свободного времени. И здесь имеет niecTO социальное расслоение: если у 95,0% из тех, у кого материальное обеспечение по сравнению с 1991 г ухудшилось, средств для проведения свободного времени стало меньше, то у тех, у кого материальное обеспечение стало лучше - у 28,1%. Это обусловило и снижение удовлетворенности проведением свободного времени. Его индекс снизился с 3,05 в 1986 г до 2,41 в 1995 г

Таковы основные социальные последствия снижения ценности свободного времени. Безусловно, они сказываются и будут сказываться как на эффективности труда рабочей силы, так и на возможностях развития и реализации способностей населения. Отсюда возникает важная для общества задача восстановления ценности свободного времени для различных Фупп населения.

4.2. Снижение уровня образования и квалификации

Снижение ценности свободного времени нашло отражение и на занятиях, связанных с повышением образования и квалификации у взрослого работающего городского населения. Постоянное повышение уровня образования и квалификации в условиях научно-технического прогресса и конкуренции - объективная потребность общества и каждого его члена. Это обусловленно: 1) потребностью всех сфер производственной и непроизводственной деятельности во все более образованной и квалифицированной рабочей силе; 2) потребностью самих работников, ибо от их уровня образования и квалификации зависят положение в обществе, уровень доходов, жилищные условия, а ныне и возможность найти работу; 3) быстрым Устареванием знаний, что требует их существенного обновления у всех групп работающих, у рабочих, ИТР и служащих. Повышение уровня образования и квалификации населения

Данный параграф написан при участии Г.П. Бессокирной.



является поэтому важным социальным показателем. Отстать от развитых стран в этой области - отстать в уровне произ, водительности труда, уровне жизни.

Любое современное общество должно создавать условия не только для получения квалифицированных кадров для всех сфер занятости, но и для повышения уровня образования и квалификации работающего его населения. В нашей стране существовала и существует широкая сеть вузов, техникумов, колледжей, курсов повышения квалификации, издавалась литература для самообразования и т.д.

В 1980/81 г в РСФСР обучались новым профессиям и повышали квалификацию на курсах, а также других формах обучения 24,4 млн. человек, в том числе повысили свою квалификацию 19,3 млн. человек, а среди рабочих - 13,6 млн. человек. После начала «перестройки» и «рыночных реформ», правда, началось снижение численности повышающих свою квалификацию. Так, в 1990/91 г повысило свою квалификацию 17,2 млн. человек, в 1991/92 г - 6,7 млн., а в 1992/93 г. - 5,2 млн. человек. В период с 1994 по 1996 гг по данным российского мониторинга RELM на курсах повышения квалификации по своей профессии (специальности) обучалось 12,2% занятых. Кроме того, на других видах курсов - 5,5%.

Большие цифры повышающих свое образование и квалификацию в целом по стране еще отнюдь не свидетельствуют о поголовном охвате всего работающего населения. Об этом свидетельствуют данные обследования в Пскове. Так, в 1965 г из 2672 работающих горожан в той или иной форме повышали свое образования и квалификацию среди мужчин 26,0%, среди женщин - 12,6%, в 1986 г - 5,1 и 4,7%, в 1997/98 т., соответственно - 2,3 и 2,8% (табл. 4.6).

Где учились работающие горожане в 1960-1980-х гг показано в табл. 4.5.

Как видно из нее большой удельный вес приходился на вечерние и заочные техникумы и вузы, курсы повышения квалификации и самостоятельную учебу. Однако к середине 1980-х гг число обучающихся где-либо значительно снизилось.

В повседневной деятельности работающих горожан занятия, связанные с повышением образования, занимают очень немного времени. Так, в 1986 г у мужчин в Пскове в среднем они составляли 6,6 мин. на человека в день, однако у тех, кто занимался повышением своего образования они были равны 128 мин. Затраты времени на занимающегося более или ме-

Виды учебных заведений, курсов и тд.

Курсы повышения квалификации речерние школы

вечерние, заочные техникумы, вузы ррециальные курсы (ин. языков и др.) Другие виды (самостоятельно и др.) Итого; учились где-либо (в % от обследованных)

1965 г.

мужчины

11,3 9,6 19,8 2,8 56,0 100,0

49,1

женщины

10,6 4,5 16,8 8,7 59,4 100,0

59,6

1986 г.

мужчины

20,1 4,1 46,8

29,0 100,0

88,8

женщины

18,5 8,3 32,5

40,8 100,0

90,1

Таблица 4.6

Доля работающих горожан г. Пскова, принимающих участие в повышении своего образования и его продолжительность в 1965, 1986 и 1997/98 гг.

(в % и часах за неделю в среднем на обследованного)

1965 г

1986 г

1997/98 г

Процент работающих, имеющих затраты времени на повышение

образования

Мужчины26,05,12,3

Женщины12,64,72,8

Средняя продолжительность занятий, связанных с повышением

образования

Мужчины5,00,7- 0,9

Женщины2,60,70,2 "

Удельный вес затрет времени на образование в свободном времени (%) Мужчины14,92,13,0

Женщины12,42,80,8

нее стабильны и меняются не очень значительно. На средние затраты времени сильно воздействует удельный вес участвующих в повышении образования. Поэтому они более пригод- иь для анализа изменений в динамике.

Какие виды деятельности, связанные с повышением образования имели и имеют место в повседневной жизни работа-Щи\ горожан в течении 1960-90 гг видно из таблицы 4.7. то, прежде всего, - связанные с занятиями в вечерних и Зонных учебных заведениях и самостоятельной учебой. На "Стальные занятия средние затраты времени очень невелики, "оскольку минимально число участвующих в их осуществлении. Обращает на себя внимание то, что если в 1986 г по равнению с 1965 г. продолжительность различных занятий.

Где учились обследованные жители г. Пскова в 1965-1986 гг.

(в % от числа обучающихся)



Виды занятий,

Таблица 4J

связанных с повышением уровня образования

и их продолжительность у работающих жителей г. Пскова в 1965, 1986 и 1997/98 гг.

1965 г

1986 г.

1997/98~f

Виды занятий

муж-

жен-

муж-

жен-

муж-

жен-~~

чины

щины

чины

щины

чины

ЩИНЫ

Занятия в вечерних и заоч-

0,12

0,10

ных учебных заведениях

1,47

0,77

0,68

Слушание лекций и докладов

0,14

0,07

0,02

Политическая и профсоюз-

0,02

ная учеба

0,28

0,07

Самостоятельная учеба и

подготовка к учебным занятиям Чтение научной литературы

2,03 0,42

1,05 0,14

0,29 0,12

0,44 0,03

0,19 0,05

0,18 0.05

Другие виды учебы и самообразования

0,07

0.07

0,01

0,05

Занятия на курсах повыше-

0,14

ния квалификации

0,14

0,01

Прочие виды занятий

0,05

0,02

Время на дорогу, связанное с учебой

Итого;

0,42

0,28

0,07

0,08

0,02

0,01

4,97

2,59

0.70

0,73

0,94

0,24

связанных с повышением образования значительно сократилась, то в 1997/98 г. свелся до минимума и их набор.

Естественно, произошло весьма существенное уменьшение затрат времени в целом. Если в 1965 г. они составляли в среднем около 3,5 (женщины) - 5,0 (мужчины) часов в среднем за неделю, то в 1986 г. и 1997/98 г. - около одного часа. Снизился и удельный вес затрат времени на занятия, связанные с повышением образования в свободном времени: с 12,4- 14,9% в 1965 г. до 0,8-3,0% в 1997/98 г.

Таким образом, налицо тенденция снижения ценности повышения уровня образования и затрат времени, связанного с ним у работающего городского населения в «доперестроечный» период и еще более - после него.

Естественно, это снижение ценности неодинаково для различных социально-демографических групп работающих. Наибольшие затраты времени на занятия, связанные с повышением образования, имеются у работающих в возрасте от 18 Д" 29 лет. У них они с 1965 г. по 1986 п мало изменились, а в последующее десятилетие у мужчин даже возросли, у ясен-щин же сократились в 3 раза. Таким образом уменьшение

затрат времени на повышение образования произошло прежде jcero за счет более пожилых (30-49-летних) лиц.

Данные исследований в других городах подтверждают факт уменьшения затрат времени работающих на повышение своего образования и квалификации. Так, проведенные Институ-1-ом экономики и организации промышленного производства СО РАН под руководством В. А. Артемова исследования бюджетов времени населения г Рубцовска (Алтайский край) в 1972 и 1980 гг показали, что затраты времени на эти цели уменьшились у мужчин с 3,4 до 2,2 часа, а у женщин - с 1,4 до 1,0 часа в неделю (2). К 1990 г. эти затраты времени у работающих жителей уменьшились до 0,4 часа в неделю (3).

Исследование, проведенное нами в Москве в 1991 г, также показало, что работающие москвичи расходуют на повышение уровня образования всего 0,5 часа в неделю, что составило около 2% их свободного времени (6).

А как велики затраты времени, связанные с повышением образования и квалификации в других странах и каковы тенденции их изменения?

Б ходе сравнительного международного исследования в 12 странах в 1965-66 гг было выявлено, что затраты времени на занятия, связанные с повышением образования, в СССР были I значительно выше, чем в других странах. Так, если у работающих мужчин в Пскове они составляли 4,9 часа в неделю, у женщин - 3,5 часа, то в США, соответственно - 1,4 и 0,7 часа, в ФРГ - 0,7 и О часа, во Франции - 0,7 и 0,7 часа (5).

К 1986 г положение изменилось. Если у работающих в Пскове эти затраты значительно уменьшились, то в г Джексоне (США), например, они увеличились у мужчин до 0,9 часа в неделю, а у женщин - до 1,6 часа (6).

В Японии в Токио у взрослых жителей затраты времени, связанные с образованием составили у мужчин 1,6 часа в неделю, а у женщин - 1,9 часа, а у женатых работающих Ужчин г Матсуями - 3,3 часа в неделю, а у женщин - 6,2 часа (7).

Таким образом, хотя затраты времени, связанные с повышением образования у работающих жителей ряда наиболее развитых капиталистических стран сравнительно невелики (и еньше, чем у нас в 1965 г), тем не менее они имеют тенденцию не к уменьшению, а к увеличению.

Каковы причины снижения интереса работающего город-*ого населения к повышению своего уровня образования и квалификации? Их может быть несколько. Прежде всего сни-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [ 22 ] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29]