назад Оглавление вперед


[ Старт ] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29]


0

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного ночного фонда

(№00-03-16028)

Патрушев В. Д. ЖИЗНЬ ГОРОЖАНИНА (1965-1998), М.: Academia, 2001. 160 с. Табл., библиогр.

Автор монографии - один из крупнейших в нашей стране специапда стов по бюджетам времени населения. Изучением этой проблемы он занимается практически всю свою жизнь в науке. Предлагаемая вниманию читателей кнш-а являет собою итог исследования автором одного из важнейших аспектов данной темы - переменам в повседневной жизнедеятельности городского населения России на протяжении более чем трех десятилетий. Кратко затронув методические вопросы изучения рабочего и свободного времени, автор детально рассматривает далее времяпрепровождение молодежи, промышленных и строительных рабочих, пенсионеров, безработных, влияние на использование времени таких факторов, как доход, социальное окружение, продолжительность и интенсивность труда, образование и уровень квалификации.

Для социологов и экономистов, организаторов производства и управленческого персонала социальной сферы городов, аспирантов и студентов, изучаюпгих обществоведческие дисциплины.

общеизвестно - чтобы жить, люди должны питаться, одеваться, удовлетворять различные трудовые, бытовые, духовные, культурные, социальные потребности. Для удовлетворения своих и общественных потребностей необходимы определенные условия и средства - возможность работать и получать необходимые для реализации потребностей средства и т.д. Реализация потребностей происходит в ходе повседневной деятельности в сферах труда, быта, образования, общественной деятельности, отдыха и развлечений.

В ходе повседневной деятельности отдельные люди осуществляют от 10-15 до 35-40 различных занятий. У всего населения их насчитывается до 350-400 видов. Эти занятия по своему социально-экономическому и физиологическому содержанию объединяются обычно в 99 видов деятельности, а они в 10 групп.

Повседневная деятельность осуществляется не только в пространстве (на работе, дома и т.д.), в определенном социальном окружении (с членами семьи, с друзьями и т.д.), но и во времени. Каждый вид деятельности требует определенной его величины. Так, продолжительность сна, питания определяется физиологическими потребностями и социально-экономическими условиями их реализации. Продолжительность оплачиваемой работы регламентируется государством. И т.д. Всякие крупные изменения в жизни общества (сокращение-уве-



личение продолжительности оплачиваемого труда, увеличен уровня образования и потребностей населения, улучшени ухудшение условий жизни и т.д.) приводят к определенньЫ переменам в продолжительности ряда видов деятельности в жизни людей. На что-то время может увеличиваться, на что то уменьшаться, соответственно, улучшиться или ухудшиться удовлетворение тех или иных потребностей.

В предлагаемой ниже работе на основе данных исследований повседневной деятельности, проведенных в одном из типичных российских городов в I960-1990-х гг освещается повседневная жизнь горожанина и ее изменения в последней трети XX века. В этот период в жизни страны произошли огромные изменения. Экономический рост сменился замедле нием темпов развития народного хозяйства, произошла смена общественно-политического строя. В начале 1960-х гг был восстановлен после 1940 г 7-часовой рабочий день, и затем была введена 5-дневная рабочая неделя. Значительно повысился уровень образования и квалификации рабочей силы. Шел процесс улучшения удовлетворения бытовых и культурных потребностей населения. В результате «перестройки» и осу ществления «рыночных реформ» произошло значительное ухудшение жизни большинства населения страны. Все это нашло определенное отражение на состоянии жизни горожан.

Данные изучения повседневной деятельности и использования бюджетов времени горожан представляют собой документированные свидетельства происшедших изменений в жизни населения России, дают возможность оценить их с точки зрения людей и общества, сделать выводы на будущее и использовать их при разработке социальной политики. Необходимо помнить, что богатство общества (как и каждого его члена), его мощь зависят не только от наличия в стране материальных ресурсов (нефти, газа, угля и т.д.) но и от качества рабочей силы и ее повседневной дeяteльнocти, использования времени населения страны. Оно определенная форма богатства как отдельного человека, так и общества в целом. Как таковое должны изучаться его величина и рациональность использования.

ГЛАВА 1

НЕОБХОДИМОСТЬ

И МЕТОДЫ

ИЗУЧЕНИЯ

ИЗМЕНЕНИЙ

ПОВСЕДНЕВНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОРОЖАН

изнь людей проходит в повседневной деятельности, осуществляющейся в различных ее сферах: труда на предприятиях, учреждениях, фирмах и т.д.; домашнего хозяйства; образования; отдыха и развлечений и др. Эта деятельность протекает во времени, которое, с одной стороны, является необходимым пространством для ее осуществления, а, с другой стороны - ее мерой. У разных социально-демографических групп людей - работающих, пенсионеров, мужчин - женщин, молодых - пожилых и т.д. - имеют место свои специфические особенности, обусловленные их потребностями.

1.1. Бюджет времени как метод познания повседневной деятельности

Проходит время. Меняются - как правило, растут культурные потребности людей, происходят изменения в социально-экономических условиях жизни (изменения продолжительности оплачиваемого труда, материальных условий жизни и др.). Все это находит отражение как на повседневной деятельности людей, так и продолжительности и структуре ее важнейших групп. Изменения в деятельности и связанных с ней затратах времени могут носить как положительный для общества характер, так и не очень желательной.

Знание структуры деятельности населения и ее изменений, как в динамике, так и под воздействием крупных перемен в жизни общества,



имеет большое значение для разработки социальной политики любого государства. Поэтому ныне во многих странах мир; (США, Канаде, Японии, Финляндии и др.) органами государе ственной статистики и исследовательскими институтами изу; чаются повседневная деятельность населения и затраты вре мени, связанные с ней. К сожалению в России, в которо{ подобные исследования, начатые органами статистики еще 1920-х гг., с начала 1990-х гг. ими не проводятся.

Изучение повседневной деятельности населения осуществ ляется разными методами. Важнейшими из них являютс три:

а)изучение использования времени на все осуществлж мые в течение суток (недели, месяца) виды деятельности помощью фиксации их продолжительности и других характ* ристик;

б)опроса людей для выявления их мнений о продолж! тельности важнейших видов деятельности, условий их осущ( ствления, отношения к ним, удовлетворенности ими и т.д.;

в)сочетание первого и второго методов, бюджетного, вь являющего реальную картину поведения людей и не бюджет ного, выявляющего субъективные мнения о свей деятельнс сти.

Получаемый в ходе исследований бюджет времени пре; ставляет собой таблицы, в которых суточный (недельный i т.д.) фонд времени распределен на различные виды деятельности, осуществляемые разными группами населения. Последние имеют определенную структуру, обусловленную соци ально-экономическими и физиологическими потребностями.

Обычно виды деятельности распределяются в следующие четыре основные группы: 1) обычная (оплачиваемая) работа и «накладные» затраты времени, связанные с ней (на передвижения от дома до работы и др.); 2) труд в домашне хозяйстве и удовлетворение других бытовых потребносте{ 3) удовлетворение физиологических потребностей (питани( уход за собой, сон); 4) занятия в свободное время (образов! ние - для работающих, отдых и развлечения, занятия фи: культурой и спортом и др.).

Поскольку в продолжительности различных видов деятел! ности и их групп, их структуре, степени участия в их осущ ствлении отражается жизнедеятельность людей, поэтому этИ данные являются одной из важньгх характеристик образа жизни разных групп населения. По существу они являются объективными, документированными его показателями.

Исследования повседневной деятельности различных групп населения и их отражения в использовании бюджетов времени впервые были начаты органами статистики СССР в 1922- 1923 гг. по инициативе С. Г. Струмилина. В послевоенный период они получили широкое распространение в мире. В нашей стране в их осуществлении можно выделить три этапа и начинающийся четвертый. Каждому этапу были присущи свои цели, задачи и результаты. Прежде чем перейти к рассмотрению произошедших в последнюю треть XX века изменений в повседневной деятельности и использовании времени населения целесообразно кратко ознакомиться с тем, какие изменения происходили в них в предыдущие десятилетия жизни страны.

Первый этап исследований охватывает период 1920-30 гг Это был период, связанный с восстановлением народного хозяйства страны, разрушенного в ходе гражданской войны и переходом к новой экономической политике. Рабочая сила для промышленности пополнялась в основном за счет крестьянства, образовательный уровень которого был невысок. Это обусловило необходимость повышения уровня\)бразования и квалификации огромных масс трудящихся. Наряду с технической модернизацией важным источником повышения общественной производительности труда явилось совершенствование организации труда В связи с этим развернулось движение sa научную его организацию. Успехи в борьбе за повышение производительности труда к началу 1930-х гг создали условия для сокращения рабочего времени и перехода с 8 на 7-часовой рабочий день. В 1932 г. этот переход был завершен.

Все эти процессы нашли отражение на повседневной деятельности и использовании времени населения. И они были зафиксированы проведенными в тот период органами государственной статистики исследованиями бюджетов времени различных групп населения (1). Их задачей являлось выявление изменений в образе жизни в первые годы советской власти после окончания гражданской войны.

До революции, как известно, существовал 10-часовой рабочий день. После ее совершения был уставлен 8-часовой рабочий день и 48-часовая рабочая неделя. Однако и после завершении гражданской войны трудовая нагрузка была весьма значительной. Это хорошо видно из бюджета времени рабочих промышленности и строительства Москвы. Так. в 923 г. продолжительность оплачиваемой работы, вместе с видами деятельности, связанными с ней, состав.1яла в рабо-

[ Старт ] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29]