назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [ 91 ] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]


91

Таблица 14.1. Отраслевая cTpjitTypa занюсти в России

1980 г.

1990 г

1997 г

Огрэсли

чел.

чел.

чел.

Всего занято

73.33

75.3

65,4

Сфера материального производства, всего

41,8

57,0

41.7

5.S.4

30.4

46.4

В том числе:

промышленность

23.8

32.5

22,8

.30.3

15,5

23.7

сельское и лесное хозяйство

11,0

15,0

13,2

14,2

строительство

12,0

Сфера услуг, всего

31,5

43,0

33.6

44,6

35,0

53.6

В том числе:

Транспорт и свя1ь

торговля, общественное питание, сбыт и заготовки

10.6

жилищное коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения

здравоохранение, социальное обеспечение, фюкульт>-ра и спорт

образование, культура, искусство

наука и научное обслуживание

кредитование, финансы и страхование

аппарат органов улраьтения

Другие отрасли

Заметна эволюция и в профессионально-квалификационном составе рабочей силы. Само понятие «профессионально-квалификационная структура рабочей силы» неодг101начно. Оно вктючаеттри самостоятельных, хотя и тесно связанных между собой гюнятия: профессиональную структуру рабочей силы, ее квалификационную структуру, содержание квалификации. При этом под профессиональной структурой понимается совокупность представителей различных профессий и профессиональных групп, под квалификации

Россия внифрах, М,. 1998 С, 43, 44.



2 Сегментация рынка труда. Структура рабочей сиаы301

оннон структурой - совокупность работников различных уровней ква;и1фикации. Содержание квалификации различных профессий представляет набор требуемых для выполнения дан\1ой работы навыков, знаний, опыта, других компонентов квалификации.

В США, например, преобладающей категорией впрофесси-опальной структуре рабочей силы стали работники преимущественно умственного труда, или так называемые белые воротнички. Они составили в 1997 г. 58,7% всей занятой рабочей силы. Сюда относятся инженеры, техники, ученые, административно-управленческий персонал, а также многочисленные группы конторских и торговых служащих. В своей массе это работники наемного труда.

Доля представителей рабочих профессий составила в указанном году около 25,1 % рабочей силы. Еще одной укрупненной профессиональной категорией рабочей силы, выделяемой американской статистикой и представляющей физический труд, являются так называемые работники обслуживания. В 1997 г. они составили около 13,5% рабочей силы страны, В России доля работников физического труда достигала в 1996 г. почти 60% рабочей силы.

Говоря оквалификационной структуре, необходимо отметить, что характерной чертой качественной эволюции современной рабочей силы является рост ее образовательного уровня. Только за период с 1970 по 1997 г. в США доля лин, получивших среднее образование, возросла в структуре рабочей силы с 52 до 89,1%, а получивших законченное и незаконченное высшее образование - с 21 до 56,2%. Сходные процессы характерны и для других развитых стран.

По показателям образования и квалификации рабочей силы Россия находится иа одном из редущих мест в мире. Так, на начало 1998 г. высшее образование в стране имело более 19% всех занятых, а среднее (общее и специальное) - около 69%. В том же году государственными и негосударственными высшими учебными заведениями было выпущено около 460 тыс. специалистов. В 1997/1998 учебном году в России насчитывалось более 3 млн студентов вузов (207 студентов на 10 тыс. населения). Уровень образования рабочей силы и в целом населения является одним из важных сравнительных конкурентных преимуществ России в международном разделении труда.

Основное направление развития в содержании квалификации - переход от преимущественно физической работы,



заключающейся в ручном управлении станками и агрегатами, к преимущественно нефизическому труду, выражающемуся в анализе и контроле производственных процессов. Разумеется, это лишь тенденция, в таком положении находится все еще меньшинство рабочих, поскольку новая технология не является господствующей. Непременным атрибутом рабочей квалификации нового типа является ее способность быстро адаптироваться к меняющейся технике, новым формам организации труда и производства.

Использование ЭВМ существенно меняет характер труда инженерно-технического персонала. Особо в этом плане отмстим роль персональных компьютеров, а также систем автоматизированного проектирования. Пользование информационной техникой требует от инженеров, помимо специальности, знаний программирования.

Коренным образом изменяются содержание труда и функции многих категорий конторских работников: они становятся операторами ЭВМ, персональных компьютеров или терминальных устройств.

3. Безработица, ее измерение и регулирование

Сущность безработицы

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Как уже отмечалось, безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

•не имели работы (доходного занятия);

•занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали щаги к организации собственного дела;

•были готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [ 91 ] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]