назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [ 78 ] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]


78

Однако pesy.ibKi i xui каждой фнрмы зависит от реакции конкурента Если фирма у1 начнет снижать цены и фирма В последует за ней. то ни одна из них не увеличит своей доли на рынке, а их прибыли сократятся. Однако если фирма А снизит цены, а фир.\га В не сделает того же, то прибыли фирмы увеличатся. Разрабатывая свою стратегию в области цен. фирма/1 просчитьиает возможные варианты 01 ветной реакции со стороны фирмы 5(табл. 12 2).

Табтииа 122 Влияние рыночной стратегии на изменение прибыли фирмы А (числитель) и фирмы В (знаменатель), итн р)-б.

Стратегия фирмы .-l

Реакция фирмы В

снизить иены

ост.чпить цены без изменения

Снизить цены

Оставить цены без изменения

-1000/-I0U0 -1500/1500

+ I500/-I.SOO О/О

Если фирма Л решит снизить цены и фирма Я последует ia ней. прибыль фирмы Л сократится на 1000 тыс. руб. Если фирма Л снизит цены, а фирма В не сделает того же, то прибыль фирмы Л возрастет на 1500 тыс. руб Если фирмаЛ Eie предпримет никаких шагов в области цен. а фирмаЯснизи! свои пены, прибыль фирмы/1 coKpaiHicH на 150П тыс. р.\б. Если обе фирмы оставят цены без и}менеиии, их прибыли пе изменякя

Какую стратегию выберс! фирма Л Наилучшим вариантом для нее является снижение пен при стабильности фирмы В, п этом случае прибыль вофастае: на 1500 тыс. руб. Однако этот вариан! является наихудшим с точки зрения фирмы В. Для обеих фирм было бы целесообразным оставить цены без изменения, при этом прибыли остались Gi>! на прежнем уровне Вместе с icm. опасаясь наихудшего из возможных вариан1-ов. фирмы снизят свои пены, теряя при этом по 1000 тыс. руб. прибыли. Стратегия фирмы Л на снижение цены называется стратегией наименьших потерь.

Стремлением к наименьшим потерям можно объяснить, почему фирмы в условиях олигополии предпочитают тратить чнни-тельныс средства на рекламу, увеличивая свои издержки и не добиваясь при этом увеличения доли рынка.

Ни одна из приведенных выше моделей олигополии не позволяет ответить иа все вопросы, связанные с поведением фирм на



262Глапа 12 Ко]11суренш1Я к монополия ил рынке

подобных рынках. Однако они могут быть использованы для анализа отдельных аспектов деятельности фирм и зтих условиях.

4. Использование и распределение ресурсов фирмой

Как было показано выше, фирмы в условиях рынка широко применяют метод сравнения преде;гьных дохода и издержек при принятии решений об объеме продаж и иене продукции. Тот же метод используется и при определении количества необходимых для производства продукции ресурсов, обеспечивающего фирме минимальные суммарные издержки и соответственно максимальную прибыль. Именно об этом речь пойдет ниже.

Чем определяется спрос на ресурсы со стороны отдельной фирмы? Прежде всего он зависит от спроса на готовую продукцию, производимую с использованием данных ресурсов, поэтому чем выше спрос на продукцию, тем выше и спрос па необходимые ресурсы с учетом изменения эффективности их использования. Так, в развитых странах спрос на энергоресурсы растет очень медленно.Другим обстоятельством, влияюигим на спрос ресурсов, являются их цены. Средства фирмы, направляемые на покупку ресурсов, входят в ее производственные издержки, поэтому фирма стремится использовать ресурсы в таком количестве и сочетании, которое позволит ей получать максимальную прибыль.

КоличестЕЮ используемых фирмой ресурсов .зависит от их отдачи, или производительности. Последняя подвержена действию закона убывающей отдачи. Поэтому фирма будет расищрять применение ресурсов до тех пор. пока каждый дополнительный ресурс будет увеличивать ее доход в большей степени, чем издержки.

Каким образом введение в производство дополнительных ресурсов влияет на доход фирмы? Увеличение использования какого-либо ресурса приводит к увеличению выпуска продукции, а следовательно, и дохода фирмы.

Предельная доходность ресурса

Предположим, что фирма ис1зользует только олин переменный ресурс. Им может оказаться труд, отдельный вид оборудования и т.п. Прирост выпуска продукции в натуральном выражении, обеспеченный за счет увеличения дашюго ресурса на единицу, получил название предельного продукта. Прирост дохода фирмы за счет дополнительной единицы данного ресурса называется пре-



4 Испотьзоклние и рзспрелелстгс ресурсов ф1[рмо11

дельной доходностью ресурса или доходом от предельного продукта MRP {англ marginal revenue product). Как отмечалось выше, предельный прод\кт сначала растет, а laiCM начинает снижат ься в соответствии с законом убывающей отдачи Поскольку рост предельного продукта Происходит на очень коротком wacTKC, можно им Пренебречь и предположить, что с самого начала он будет сокращаться.

Рассмотрим предельную доходность ресурса фирмы X (табл. 12.3). Если фирма дейстт-ет в условиях совершенной конкуренции, цена произведенной продукции постоянна и не зависит от объема выпуска. Если же фирма является несовершенным кон-KypCHTWoM, то она вынуждена снижать иену при расширении объема сбыта. Соогветс1венно предельная доходность ресурса фирмы-несовершенного конкурента не совпадает с предельной доходностью ресурса конкурентной фирмы.

Т а бл н ц .1 12 3 Предельная дохолиость ресурса фирмы ,V в усливннх еовершенний и несовершенной конкуренции на рынке пролукции

Совершенная KOHKVfie ниия

Несонершенн.1я конкуренция

Количество ресурса, ед

Rbin\CK гредукции, шт

Пре-де1ТЕ>ньи1 прод\кт,

ПрОДЧк-

иии. р\6

доход, руб

предельная доходность ресурса руб

цеиа продукции, руй

лочпл. руб

пре-

ДСЛ.Н.1Я

доход-

HOCIb

ресурса, р>б

2000

2000

2000

2000

3800

1800

3762

1762

5400

1600

9J>

5292

1530

6800

1400

6S96

1304

8000

1200

7680

И)84

9000

1000

85.50

9800

9212

10400

9672

10 800

9936

! 10

!1 ООО

10 010

Из данных табл.13 3 видно, что скорость снижения доходности ресурса для монополиста выше, чем для чисю конкурентной

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [ 78 ] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]