назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [ 67 ] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]


67

Глава 11, Цена и объем производства

На поведение клавши фирмы влияет xiipaKTep, тип рынка, на котором она функционирует Тип рынка зависит от вила продукции, KOjiHHecTBa фирм на нем. наличия или отсутствия ограниче-чмй на вход в отрасль п ныход из нее, доступности информании о ценах, нововведениях и т.д.

В странах с р;13!тг(>и рыночной экономикой преимущественно существуют рынки монополистической конкуренции (производство одежды, обуви, cii)op;i услуг, торговля и т.д.), а также олигополии {автомобильная пром/.пплепносгь, металлургия). Совершенная конкурсшдия и чиыя моиопатия 1стречаются довольно редко м екорее являю!ся .iolтракииями, моделями, на примере которых можно провести asui 1И f повелении фирмы, формирования ее ценовой стратеши и оирелслсния объема выпуска, обеспечивающего максимальную приОм а, Хотя совершенная конкуренция - явление редкое, сс 1и i позволяет понять, как функционирует ры-гючная jKoiio\HiKii. и t [гшнить «11деа;И)Ный> рынок с реальным,

( прос и предложение фирмы в ус.ювнях совершенной конкуренции

Поскольку обьем iijio;ui фирмы в условиях совершенной конкуренции составляет iniiii. м.иую долю от общего рыночного предложения, сокращение и.ш чпеличение объема производств фирмы не Г>улет влиять на рымочную liCfiy продукции. Если, например, мы лредтагаем }% от всего количсстна проланаемых на рынке яблок, то уис игчение этой доли ло 2.о никак не повлияет Fia рыночную цену.

Огеюда можно сделать вывод, что спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях чистой конкуренции является абсолютно эластичным, Если цена 1 кг яблок составляет/ц, то кривую спроса на них можно изобразить в виде горизонтальной линии О, показывающей, что любое количество преадагаемой нами продукции будет продаваться по цене (рнс 11.1,й). Напротив, график рыночного спроса на яблоки будет наклонным, отражая готовность потребителей приобрести различное количество яблок при всех



возможных уровнях цен (рис 1! 1 ,о); при цене 1\ будет приобретено яблок.

рис 111 Спрос ча продукцию конк-урентной фирмы (а) м отраслевой спрос [б)

Поскольку цена продукции конкурентной фирмы задана извне и не зависит от объема продаж (цроизволства) общий (валовой) доход фирмы TR (англ. total revenue) будет равен произведению цены на количество проданной продукции Р • Q. При этом пре-депьный доход t4R (англ. marginal revenue) - прирост лохо.аа. связанный с выпуском (продажей) каждой дополнительной единицы продукции - будет равен цене продукции. Средний доход (валовой доход, деленный нл колнчестао проланных юиарос) фирмы в условиях совершенной конкуренции также будет равен цене.

Например, мы продачи иа рынке 5 кт яблок по рыночной иене 7 руб. за 1 кг. Общий (головои) доход составит 5 7 " 35 руб., средний и предельный доходы б\д\ г равны 7 руб. На графике кривые среднего и предельного доходу]! совнлаки \)ежд> собой, а также с горизонтальной линией спроса иа пролчкцпю конкурешной фирмы; ваповои доход линейно злвнси i or объема проданной продукции (рис. ! 1 2).

1 2 3 4 5 6

Рис 11 2 График валового ГЯ" и [!редельмаго iWff доходов конкурентной фирмы



Глава 11 \lcm побьем прощ»олсна

Объем выпуска и реализации в условиях совершенной конк>-ренции

Какой объем производства должен быть достигнут, чгоби обеспечить фирме максимальную Прибыль при ограничениях i npHhiHUHi решений. н;иоженных динамикой издержек фирмы п спросом на продукцию?

Отвечая на .тот нопрос, прежде псего следует провести разпи чим и рассматрнв:тсмых временных иН1ерв;и]ДХ. Краткосрочным IKUOBCM период. Недостаточный для вхождения новых производителей в отрасль ил1( выхода из нее. Долгосрочный период, на против, является достаточным ;тя вступления новых фирм в отрасль, если предст ;шлястся возможность получения более оысо кой прибыли, и п1>1\<>ла из отрасли, если фирма начинает нести убытки.

Как фирма определяет объем производства в краткосрочном цременном интерип.тс? Для этого существует два п\ти. Первый состоит в том. чю ф1рма сравнивает получаемый ею вахтовой дохол нри различных оГи.емлх выпуска с валовыми издержкс1ми. соответствующими к<Алому из возможных объемов. Фирма выберет вариант, когда размипд между валовым доходом и 15ало!Ыми издержками будет максима (ьной, иными словами, будет достигнут максимальный обт.ем прибыли (рис. 11 3,д)

✓Г

Рис 1 у 3 Вьрбор объема производства фирмой путем conoCTaenetins валовых (а) и предельных (б) доходое и издержек ТС - валозые издержки, TR - валовой доход, МС- предельные издержки, MR ~ предельный доход

Однако [(а практике, когда фирма уже занимаеся производством, перед }[ей встает вопрос: что ей ласт производство еше одной дополнительной единицы продукции? В какой npoiiopimn расширение производства увеличит доход и издержки Фирма бу.тет

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [ 67 ] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]