назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [ 51 ] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]


51

класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия lia протяжении многих предшествовашпихдесятилстий воспринимались в стране исключительно негативно. За 90-е гг. п России образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.

С другой стороны, многие рыночные структуры остаются крайне несовергпенными и неэффективными, например рынок ценных бумаг (фондовый рынок). Сохраняется весьма заметной доля государства как в национальном богатстве, так и в собственности акционированных и частично приватизированных предприятий- Есть все основания полагать, что в силу многих исторических и культурных традиций Россия сохранит значительный государственный сектор и в будущем. Весьма велика будет и роль государственного регулирования в экономике. При этом одной из характерных черт переходной экономики России является тесное переплетение частного и государственного капитала, заметная роль государственного аппарата, а значит, и государственного предпринимательства. Одновременно с этим продолжает оставаться сильная зависимость частных предпринимателей (как сохранивших свои позиции прежних директоров мриватизиронан-Е1ЫХ государственных предприятий, так и новых менеджеров, возглавивших вновь созданные коммерческие структуры) от органов государственного управления и их многочисленных чиновников, имеющих огромные возможности для контроля за деятельностью частного бизнеса, его разрешения или запрещения, часто небескорыстно.

Все еще слабое развитие получили малые предприятия, являющиеся главным двигателем предпринимательства во всем мире. В России насчитывается лишь 840 тыс. таких предприятий с числом занятых на них 6,3 млн человек (9,5% от o6uiero числа занятых), что несопоставимо со среднемировым уровнем (40- 50% занятых). При зтом малые предприятия крайне неравномерно распространены по территории страны. Так, в 1997 г, на Москву приходилось 22% этих предприятий, на Санкт-Петербург - 10%, на них было занято 25% общей численности работающих на малых предприятиях. В то же время в 28 субъектах РФ было зарегистрировано менее чем по 0,5% от общего чиста таких предприятий.

Нельзя не отметить специфику состава формирующегося российского предпринимательского класса. Согласно цроведенным



5. Преднриниматепьскип iiotchuhjlt России181

исследованиям, около 60% российской бизнес-элиты яиляются выходцами из прежней советской номенклатуры (партийной, комсомольской, хозяйственной) со всеми присущими ей традициями к.танопой закрытости, снецнфической моралью и привычкой функЕиюнировать в контролируемой государством высокомо-нополизированной экономике. Одна часть этих кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка успешно осваивает новые знания II стиль поведения, другая - продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительство государственных чиновников.

Довольно пестрым является и «нено.менклатурный» сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в розничной и «челночной» Toproaie. не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и выcoкoквaJlифициpoвaнныe спеии;ишсты, открывающие консультативные фирмы, например, в области управления, подготовки кадров. nporptiMMUoio обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания. Значительных масштабен достиг в России туристический бизнес, ставший весьма привлекательным .тдя предпринимательского капитала.

В тоже нремя положение российского предпринимательства, особенно малого и срелнего. чрезвычайно нестабильно. ,Это в полной мере продемонстрировал финансовый кризис ав!уста 1998 i., разоривший или поставивший иа грань разорения множество фирм, банков и страховых компаний,

К сожалению, отличшельноИ чертой сонрсме[Н!ОГо российского предпринимательства является сто криминализация. Немалая част], (трулно определить какая) нового предпринимательства вышла ш прежнего «теневого» бизнеса и находится иол пря.мым контролем криминальных структур. Эти структуры итягивают в свою орбит> и вполне «чистый» бизнес, обла1ая его всевозможными поборами. Массовым стало уклонение предпринимателей от уплаты налогов, расцвет теневой экономики, прямые хип1ения бюджетных средств государства и средств населения. По различным Оценка.м, масштабы теневой экономики достигают 23-40% ВВП страны. Особенно болезненным явлением, подрывающим сами основы нивилизован[10то прсдгфинимательства, стала кор-



182Гл,1н,1 S Фирм,1 как объект ммкрокомомическо! о imum

рупиия, криминальное срашиванис бизнесменов и государственного аппарата

Факторы и перспективы развития

Таким образом, исходные рубежи д;1Я формирования российского предпринимательского класса являются л<:Ъ1еко не самыми благоприятными Потребуется немало лет и усилии для «выращивания» не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей Пожалуй, одним из ключевых факторов, наряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная не только дать нынешним и будущим российским предпринимателям современные >1травлен-ческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются

Другой ключевой фактор осознание предпринимателями своей социальной ответственности В такой стране, как Россия, где чувство социалыюи спранедлшюсти обострено, а or руководителя ожидают решения социальных проблем его подчипенных. Предприниматели Moryi стать потеннисШьно более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой

Еще одна важная задача - неревсс1и большинсню российских старых предприятий (фирм) на рельсы рыночной экономики за счет уЧета воздействия рынка не юлько на ею внешние услоиия хозяйствования, но и иа инутренние. ге церес1роить о1ношсния в рамках компаний, внедрить современную систему упраиления, расширить экономическую дсмокрашю Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на ириван)щрован-ных и акционированных предприятиях новой кулыуры ohtoijic-ний между работниками, многие из которых стдчи одновременно и собстпенииками, и упрапляюшими. oco3HahniH акционерами своих прав и обязанностей

В этой связи чрезвычайно важны роль и усилии гос>дарства, а также других общественiH>ix институтов (образования, срслсш массовой информации и др ), направленные иа формирование ци-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [ 51 ] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]