назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [ 36 ] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]


36

работииы. Производство еще бодьще сократится, численность потерявших работу возрастет.

Кейнс приходит к выводу." размеры общественного производства и занятости, их динамика определяются не факторами предложения, а факторами платежеспособного спроса. В центре внимания должно находиться рассмотрение спроса и его составляющих, а также факторов, влияющих на спрос.

Совокупный спрос - это реальный объем национального производства товаров и услуг, которые домашние хозяйства, предприятия и государство готовы купить при данном уровне цен.

Рост совокупного спроса тормозят два фактора. Первый - психология потребителей. С увеличением доходов не все они будут направлены на покупки товаров (на повышение уровня потребления), часть доходов пойдет на сбережения. С увеличением доходов склонность к потреблению понижается, склонность к сбережению возрастает. Это своего рода психологический закон. Второй тормоз -снижение эффективности капитальных вложений. С увеличением размеров накопленного капитала норма прибыли снижается в силу закона убывающей производительности капитала. Если норма прибыли не сильно отличается от нормы процента, то расчет на получение высоких доходов от расширения и модернизации производства оказывается малопривлекательным. Спрос на инвестиционные товары падает.

Инструменты регулирования

Как увеличить инвестиции, которые играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса?

Во-первых, предлагалось снизить проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостью кредитов и ожидаемой прибыльностью капиталовложений, поднимет их «предельную эффективность». Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства.

Во-вторых, чтобы стимулировать эффективный спрос, Кейнс рекомендовал увеличить юсударственные расходы, инвестиции и шкупки товаров. Расчет делался на то, что государство «будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций». Предполагалось, что расширение инвестици-

КейисДжМ Указ соч С TtbX



1 36 Гл.та 7 Современные н-тряк 1еР1ИЯ и uiKO 1ы jKnHOMii4PCKon теории

онной деятельности государства будет направлено прежде всего на оркишацию об[цес1ненных работ - строительство шоссейных дорог, освоение новых районов, соорокение предприятии

В-гретьих, Havie4aJiocb перераспределение доходен в интересах соииагьных rpyini, получающих наиболее низкие доходы Такая политика была признана увеличить спрос этих социальных групп, повысить денежнь1Й спрос массовых покупателей Склонность к потреблению в обществе должна увеличиться

В итоге, утверждал Кейнс, расщирится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица (рис. 7 1) Рассматривая два инструмента регулирования спроса - денежно-кредитный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во время спада инвестиции слабо реа1Ирую1 на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитньш способ рег>-лирования). Значит, 1лавное внимание следует уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), а бюджетной политике, в том числе увеличению тех расходов самого государства, которые стимулируют инвестиции фирм

уровень процента

Государственные расходы

Норма прибыли

Иннестиции

Обьем

производства, занятость

Рис 7 1 Концепция Кейнса пути стимулирования спроса

Инвестиционный мультипликатор

В кеинсианскои 1сирии нажную роль играет концепция муль-типлпкаюра В переводе «мультипликаторй озН(1чег <<м1южител1,» (лат innluplicator - умножающий) Мультипликатор множит, уси-ливаетспрос в результа1е во {действия ишестиции на рост дохода

Мультипликатор - это коэффицие!!т, выражающий соошо-шение между npHpocrovi доход! и вы !ываюшнм этот прирост уве-личегщсм объема инвестиции Он показывает зависимость прироста национдльного дохода от прироста инвестиции Мулы индикатор увеличивается в том случае, когда потребители склонны использовать прирост их доходов для наращивания потребления Напротив, он умсныинется, если усиливается склонность погре-битслей к иакдпливаниюсберсжеиии



5. Монегарюч137

Однако существуют ограничители мультипликационпою эффекта. Мулы инликация имеет место при наличии неиспольюнан-ных мощностей и свободной рабочей силы. В первом случае происходит «jieiueBoe» нарашивапие выпуска продукции за счет незначительных допол1Щтельных вложений. Говоря об эффекте мультипликации, Кейнс имел ввиду прежде всего расходы из государственного бюджета, например на организацию общественных работ. Он иронически замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, к примеру наполнять бутылки банкнотами и зарывать в землю, чтобы их разыскивали безработные-Рекомендации неокейнсианцев

Последователи Кейнса (неокейнсианцы) дополнили и конкретизировали его положения и рекомендации. Например, концепцию мультипликатора они дополнили концепцией акселератора. Акселератор означает «ускоритель» (лат. accelerare - ускорять) ir показывает .зависимость прироста инвестиций от прироста дохода. Каждый прирост дохода вызывает больший в процентном отно-шении прирост инвестиций. Исходя из взаимосвязи мультипликатора и акселератора, неокейнсианцы разработати схему непрерывного, динамичного роста экономики. Была создана теория регулирования экономики в различных конъюнктурных условиях (спада и роста). Разработано положение о регулировании ее через госбюджет с использо1анисм стабилизаторов, призванных в известной степени автоматически реагировать на ииюшческие колебания, смягчать эти колебания (в качестве стабилизаторов выступают налоги, выплаты по социальному страхованию, пособия).

5. Монетаризм

Со второй половины 7(}-х - начала 8(}-х гг. шел ннтенстчПН! поиск 110вы>: подходов к рсгулироианию экономики. Если при разработке теории Койнсг! центральным вопросом 6bi;ui 5c:!p;i6o-гица, то затем ситуация изменилась. Главной ст;иа проблема ini-фляции при олноврсменном снижении производства. Эта еитуа-ння получила НсПвание стагфляции. Кейнсианские рекомендации, скажем, увеличивать бюджетные расходы и тем самым проиолить политику дефицитного финансирования, в изменивптхся условиях оказывались непригодными. Бю.тжстные манипуляции только Monvi усилить инфляцию, что и происходило.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [ 36 ] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]