назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [ 34 ] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]


34

2 Неоклассическая теория129

одну, а рагтнчные концепции и школы. При этом обш1ЮСтътематики, близость или сходство разрабатываемых проблем не означают общности во взглядах. Неоклассическое направление «объединяет», сводит под одну крышу представителей далеко не однородных школ, различающихся и сферой интересов, и глубиной анализируемых проблем, и полученными результатами (выводами и рекомендациями),

Принято различать позитивн>то экономическую науку, имеющую дело с фактами и явлениями, и нормативную, вырабатывающую предписания и рецепты. Неоклассическая школа считает, что экономические разработки, как правило, должны иметь выход на практику, давать рекомендации для обоснования экономической политики. Взаимосвязь позитивных аспектов теории с нормативными выводами характерна для многих разработок и концепций. К примеру, одна из первых моделей экономического роста, модель Харрода-Домара. имеет целью выявить условия постоянного и относительно равномерного роста в долгосрочном периоде. Двухфакторная модель Кобба-Дугласа, учитывающая заменяемость факторов, нужна для оценки источников роста, влияния технологии, технического прогресса на экономический рост.

Ал1ернканский ученый российского происхождения Саймон Кузнец (1901 - 1985), наряду с решением других вопросов, обеспечил статистическую основу исчисления наиионгыьного дохода, разработал методы подсчета валового внуфсннсго и чистого продукта страны. Лоуренс Клейн (р. 1920) сконструировал модели американской эконом"ики. модели экономики Мексики, Японии и ряда других стран; организовал проект «Лимк». чтобы обрисовать картину международных экономических связей и мировой торговли. Гарри Беккер (р. 1931) распространил методы экономического анализа на нз>1сние семьи, преступности, других социальных проблем; к примеру, он предлагает наркоманию «лечить» экономически, без принудительных мер, путем повышения заинтересованности людей н реачьных благах, способных перевесить «преимущества* иллюзорного мира наркотиков.

Неоклассический синтез

Дальнейшее углубление теоретических разработок и изучение новых проблем (микрохозяйственных процессов, экономического роста, инфляции, исследование рынков отдельных товаров и др.) проводились, в частности, представителями щколы неоклассичес-

У - 3942



l30 Глава?. Соврсчслныс напраа1ения и школы экономической теории

кого синтеза: Джоном Хиксом (1904-1989), Полом Самуэльсоном (р. 1915) и другими экономистами. Суть синтеза в row, что в зависимости от состояния эконо.мики предлагается использовать либо кейнсиаиские рекомендации государственного регулирования, либо рецепты экономистов, стоящих на позициях ограничения государственного вмешательства в экономику. Лучшим регулятором они считают денежно-кредитные методы. Рыночный механизм, по мнению представителей этой школы, способен в конечном счете сам установить равновесие между основны.ми экономическими параметрами; спросом и пре>гложением, производством и потреблением.

Приверженцы идей неоклассического синтеза не преувеличивают регулирующие возможности рынка. Они считают, что по мере усложнения экономических взаимосвязей и oтнoиJeний необходимо совершенствовать и активно использовать различные методы государственного регулирования.

Школу неоклассического синтеза отличает расширение тематики исследований- создана «делая серия работ ио проблемам экономического роста; разрабатываются методь[ экономико-математического анализа; получила дальнейшее ра1нитие теория общего экономического равновесия; предюжены методика анализа безработицы и методы ее регулирования; обстоятельно изучена теория и практика натогообложения. Джеймс Бьюкенсн (р. 1919) исследовал применение экономических методов в политологии, экономические основы принятия политических решений. Франко Модильяни (р. 1918) описывал закономерности образования личных сбережений, мотивы поведения инвесторов и принятия инвестиционных решений. Джеймс Тобип (р. 1918) разрйботдт гео-рию выбора портфельных инвестиций и пришел к выводу, что инвесторы стремятся сочетать инвестиции с повышенной стгпенью риска и менее рискованные, чтобы добиться сбалансироканности своих аюжений.

Школя сторонников неоклассического сиЕгтеча отказывается от ряда доктринал1»ных положении неоклассиков, широко использует методы макроанализа. Если Маршалл рассматривал главным образом частичное равновесие Нй рынке товаров, то в центре внимания современных теоретиков стоит проблема общего равновесия с учетом всей массы товаров и цен факторов произподстпа В неоклассическом синтезе получил ра:1витие прикладной аспект экономической теории.



3 Имституцион,пизм131

3, Институционализм

с критикой гипотезы «рационального*, «экономического человека*, пекущегося только о максимальной выгоде, стремления свести поведение людей к системе уравнений выступили представители институционального направления. По их мнению, неоклассики рисуют несколько упрощенную и в определенной степени искаженную картину действительности

В нашей стране переведены и изданы работы одного из основоположников институ1Щонализма Торстейна Веблена (1857-1929), его ученика, специалиста в области промышленнЬ1х циклов Уэсли Митчелла (1874-1948). весьма плодовитого публициста, теоретика и политического деятеля Джона Гэлбрсйта (р. 1908), экономиста и разработчика глобальных проектов ЯнаТинбергена (1903-1996).

Три основные идеи

Сформулируем некоторые отличительные особенности «классического» инсштуиионализма Во-первых, институционалисты весьма расширительно трактуют предмет экономики. По их мнению, экономическая наука не должна заниматься чисто экономическими oтнoиJeкиями Это слишком узко, нередко приводит к голым абстракциям В.1л.ио MviTUBUTb весь комплекс условий и факторов, влияющих на хозяйственную жизнь: правовых. Социальных, психологических, поли iических. npaBiuia государственного управления представляют не меньший, а нозможно и больший интерес, нежели механизм рыноч1н.1х иен

Во-вторых, следует изучать не столько функционирование, сколько развитие, трансформацию капитачистического общества. Инсти1у1шоналисты выступаю! за более обсюягельное решение соииальньо проблем. Вопрос о социилыплх- гарантиях занятости может стать важнее вопроса об уровне заработной платы Проблема безработицы становится, прежде всего, проблемой структурной несбалансированности, и здесь все больше проявляется взаимосвязь экономики и политики

См 3e6ieit Т Теория пр13Яного ктасса М . 19Я4. Митнел1 У Экономические циклы Пробтема к ее ппстанопка М ,Л , 1930, Гэлбрейт Дж. Новое индустри-атьное общество М 1969. ГлбрейтДж.К Экономические теории и цели общества М , 1976. 7"M (5fj7im Пересмотр междуи<1родиого порядка М , 1980

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [ 34 ] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]