спрос. Например, у некоего потребителя есть желание приобрести автомобиль за 15 тыс. долл., однако он не располагает такой суммой. В данном случае есть желание, но нет возможности, поэтому спрос на автомобиль со стороны данного потребителя отсутствует. Действие закона спроса ограничено в следующих случаях;
♦при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;
♦для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);
♦при переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок -~ на домашние компьютеры; снижение цен на пишущие машинки не приведет к повышению спроса на них).
Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса. На рис. 6.1 графически изображена зависимость между ценой костюма и величиной спроса на него в магазине Изменение величины спроса - это движение по кривой спроса.
Цена, тыс руб | | | | | |
Величина спроса, шт | | | | | |
2,5 2,0 1,5 1,0 0,5 О
аР, тыс, руб.
о, шт >
100 200 300 400 500
Рис 6.1 График спроса: Р-цена; О - величина спроса
Если цена костюма снизится с 2 ТЫС. до 1 тыс руб., то величина спроса на него возрастет с 200 до 400 шт. ежедневно И наоборот.
Однако цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на желание и готовность потребителей приобрести товар. Изменения, которые вызваны воздействием всех других
факторов, кроме цены, называют изменением спроса. Все другие факторы {так называемые неценовые) воздействуют как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения спроса. К неценовым факторам относятся:
•изменения в доходах населения. Если доходы населения растут, то у покупателей возникает желание приобретать больше товаров вне зависимости от цен на них. Например, растет спрос на высококачественные одежду и обувь, товары длительного пользования, недвижимость и т.п.;
•изменения в структуре населения. Например, увеличение рождаемости приводит к росту спроса на детские товары; старение населения влечет за собой увеличение спроса на лекарства, предметы ухода за пожилыми людьми;
•изменение цен на другие товары. К примеру, повышение цен на говядину может привести к росту спроса на продукт-заменитель - свинину и т.п.;
•изменение вкусов потребителей, изменения моды, привычек, а также другие факторы, не связанные с ценой.
На графике влияние неценовых факторов на спрос (рис. 6.2) может быть изображено как сдвиг кривой спроса вправо (рост спроса) или влево (снижение спроса).
Рис. 6.2 Влияние неценовых факторов на спрос: D - первоначальный спрос; D, - возросший спрос; D2 - уменьшившийся спрос
Что такое предложение?
Предложение - это количество товара, которое хотят и могут предложить на рынок продавцы за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на этот товар.
Закон предложения состоит в том, что при прочих равных условиях количество предлагаемого продавцами товара тем выше, чем
выше цена этого товара, и наоборот, чем ниже цена, тем ниже величина его прелпожения.
На рис. 6.3 графически изображена зависимость между ценой товара и его количеством, которое продавцы готовы предложить на продажу. Движение вдоль кривой предложения называют изменением величины предложения.
Цена. тыс. руб. | | | | | |
Величина предложения, шт. | | | | | |
2.5 2.0 1.5 1.0 0.5 О
Р, тыс. руб.
о, шт
100 200 300 400 500
Рис. 6.3. График предложения: Р - цена; О - величина предложения
Как видно из приведенного графика, если цена костюма повысится с I тыс. до 2 тыс. руб., то количество предлагаемых костюмов увеличится с 200 до 400 шт. ежедневно. И наоборот.
Помимо цены на предложение оказывают воздействие и неценовые факторы, среди которых можно выделить следуюшие:
•изменение издержек фирмы. Снижение издержек в резуль-Taie. например, технических нововведений или снижения цен на сырье и материалы приводит к росту предложения. Увеличение издержек вследствие повышения цен на сырье или введения дополнительных налогов на производителя вызывает уменьшение предложения;
•изменение количества фирм в отрасли. Их увеличение (уменьпюние) приводит к росту (сокращению) предложения;
•природные катастрофы, войны.
На графике влияние неценовых факторов на предложение (рис. 6.4) может быть изображено как сдвиг кривой предложения вправо (рост предтожения) или влево (сокращение предложения). В данном случае говорят об изменении предложения.