назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [ 279 ] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]


279

В 1996 г. был создан Союз четырех (Россия, Казахстан, Киргизия и Белоруссия), который дополнял экономическую сферу сотрудничеством в национальной и гуманитарной областях (науки, образования, культуры и др.). Предполагалось гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику. Соглашение имело рамочный характер, на его базе должны были достигаться договоренности в конкретных областях. Результаты получились аналогичными итогам создания Таможенного союза.

Обшие интересы в развитии регионального сотрудничества привели к заключению-Центральноазиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном и Туркменистаном, Его целью является координация политики в области экономики и обороны. Создание этого союза определялось стремлением его участников упрочить свои позиции вовне с помошью координации политики в областях, где имелись взаимные интересы, и интенсифицировать регионалычые отношения, используя территориальную и культурную близость, исторические связи и разделение труда, сложившееся еще в советские времена.

Идет сближение между Украиной, Грузией, Узбекистаном, Азербайджаном и Молдавией, в основе которого лежат обшие интересы в создании транспортного коридора на юге бывшего СССР. Проблема поставок на внешние рынки нефти и газа из АзербаЙдзкана, Туркмении и Казахстана превратилась в одну из ключевых для экономического развития этих стран. Поддеэжи-ваемые Западом и Турцией, они стремятся диверсифицировать пути транспортировки энергоносителей, в том числе через Грузию и Украину. В свою очередь, последние страны заинтересованы в расширении своих доходов за счет транзита (Грузия) и получения альтернативных источников снабжения энергоносителями (Украина). Пока сближение между указанными странами еше не приняло сколько-нибудь четких организационных форм.

Воздействие регионализации СНГ на обшие интеграционные процессы в рамках Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное пространство, а с другой стороны, регионализация означает мини-интегранию на постсоветском пространстве в тех случаях, когда обшая интеграция оказывается затруднительной. При определенных обстоятельствах «интеграция разных скоростей» может даже способствовать интеграционным процессам в целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие страны в обшую «ткань сотрудничества». Препятствия на этом



Выводы865

пути те же самые, что и на уровне всего Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой суверенитет и учитывать должным образом интересы партнеров, сомнения в выгодности сближения.

За интеграцией «разных скоростей» стоят объективные интересы стран - членов СНГ в различных областях. По-видимому, позитивные моменты в регионализации СНГ все же преобладают, и они вполне могуг ужиться с общими интеграционными процессами, а нередко - и стимулировать их, однако при усювии, если между субрегиональными группировками не возникнут серьезные противоречия.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных и дезинтеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих факторов: от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран - членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран и многих других как в рамках СНГ, так и за его пределами. Но главным фактором будуг результаты развития экономики и системных реформ, политики руководства в России - естественного интеграционного ядра СНГ. Все стремятся интегрироваться с богатыми и процветающими, а нес бедными и отсталыми.

Исторический опыт 90-х гг., несомненно, самых трудных в развитии стран - членов СНГ и государств Балтии показал, что они нужны друг другу. Существенное сокращение взаимного товарооборота по сравнению с межресп>иканскими поставками советского периода, переориентация внещнеэкономических связей на третьи страны не означают исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Эти изменения были естественной реакцией на несообразности прежнего разделения труда, усугубленной трудностями трансформационного периода и особенностями политического развития стран ~ членов СНГ. Но сейчас эта переориентация заверща-ется, и все больще начинают проявляться центростремительные тенденции. Объективные предпосылки для более тесной интеграции, безусловно, усилятся после заверщения системных реформ, стабилизации и восстановления экономики в этих странах.

Выводы

1. Экономическая интепзация предстаачяет собой объективный лроиесс, основанный на интернационализации хозяйственной жизни и международном разделении Труда. При этом взаимодействие осушестачяется как на макро-, так и на мик-

55 - 3942



роуровне Основные формы международной экономической интеграции - зона сюболнои торговли, таможенный союз, зкономическии и ватютныи союз

2Международные интефаиионные процессы все в большей степени определяются не чисто торговыми связями, а долгосрочным сотрудничеством отдепьных фирм, прежде всего входяших в системы рапнчныхТИК

3В мировом хозяйстве быделнются регионы, где процессы экономической интеграции наиболее выражены Западноевропейский, Североамериканский и /Vin-атско-Тихоокеанский Однако механизм и степень интегрирования в Каждом из регионов имеют свои особенности

4Наиболее зрелой формой экономической интеграции является Европейский союз, сформировавшийся на основе целого ряда договоров и соглашений В рамках ЕС не только отменены барьеры на пути движения товаров, услуг, кап итала и рабочей силы, но и создается экономический, валютный и политический союз Реализация принятого в l987 г Едииогоевропейскогоакта предусматривает также создание в Запашой Европе единого европейского экономического пространства, в которое войдут и другие европейские страны

5Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость, элементы обшего культурно-цивнлизациовного пространства

6Главные препятствия интеграции опасения в странах - членах СНГ ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность строительства новой социально-экономической системы

7Организационные рамки интеграционных проиессов определяются разветвленной системой органов Содружества Кроме того, на постсоветском пространстве возникло большое число союзов экономического, политического н 1уманн-тарного характера между отдельными странами - членами СНГ, целью которых является развитие внутрирегионального сотрудничества - интеграция «разных скоростей»

8Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми были достигнуты многие договоренности, но большинство из них не было выполнено В то же время Содружество не распалось н в целом доказало цетесообразносгь своего су-шествования

Термины и понятия

Междунарсдная экономическая интеграция Зона свободной торгоади Таможенный союз Платежный союз Общий рынок

Экономический и валютный союз Глобализация хозяйственной жизни Открьяая экономика Европейский союз (ЕС)

Североамериканское соглашение о свободной торюнле (НАФТА) Ассоциация стран Юго-Восточнон Аэнн (АСЕАН) Азиатско-Тихоокеанское экономическое сообсаество (А1 С) МЕРКОСУР

Содружество Независимых J осудзрстн (СНГ) Ннтефация «-разных скоростей»

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [ 279 ] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]