7 ынок НС способен iipoi шюстоятр. мо)1(}полмстическим тенденциям Он не-приголен лля устрлнення пистнш )ф(1)екто[1 Рынок не з;интС[х;со[1ЛН н не может произполить обтестьенные G.Ia Он не способен обеспечить сопиальмые гарантии и противодеиС[1ЮВ<1ТЬ сошцпьиому р;»сслоенню. Несопсрп]снстна рынка ней-TpiUH )уютсл мерами госул;1рствеи110й чкономической н социальной нонитики
Терлшны и понятия
Рынок
Трансакционные издержки Кон куре) 1ЦИЯ Совершенная конкуренция
МоНОПОЛИСТИЧеСХЛЯ KO[(KypfHUHH М10Н01Г0Л1{Я
Монопсоешя Олигопатия
Экономическан neoiipeделенность и риски Несовершенст».! рьшкл
Вопросы для самопроверки
1Что такое рынок Приведите наиболее значимые определения
2Прлнюьно 1и v шсрждать, что обмен и рьшок это синонимы?
3Како11Ь[ ист0[1лческ11е условия возникновения рынка
4. Какие критерии \юг>т быть по тоже ны и осно))у кшссификаици рЬ[НКОп
5Каковы ос110Я!ь[(.- ф>нкции рьжка? Поясните, как они взаимосвязаны
6Какую роль ы.шптияетна р1,[нке конкуренция
7В чем состоит р.тпчис между сонершенной и несовершенной конкурен-□ ией*
8Почему сущсстп\ст тпкое понятие, как монополистическая конкуренция, псль МОНОПОЛИЯ прогивопотожнл конкуретши
9Прашшьно лн y-ibcp/Ki.iii- что рынок не может устранить последствия внеш-lUix )(!)фекто1!
Ю Чем объ5ГСняются HcconcpiiicHCTHa рынка
Глава 6. Спрос, предложение, цена
Важнейшими элементами рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Как уже отмечалось, рынок есть механизм взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они, соотнося спрос и предложение товара, определяют его цену.
1. Полезность, ценность (стоимость) и цена товара
Испытывая потребности в тех или иных благах, потребители вынуждены постоянно определять полезность этих благ, так как в условиях их ограниченности при.чолится делать выбор. Для этого потребители постоянно сравнивают полезность тех благ, которые им необходимы п доступны.
Полезность и ее измерение
Полезностью называется то удовлетворение, которое благо приносит потреби гел!о,>Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого каждый потребитель как бы выстраивает лля себя шк;иу. по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ. Понятно, что у разных людей она различна: если человек любит охоту или рЕ)1бал-ку, то охотничье ружье или спиннинг представляют для него большую пользу, а для всех остальных они малополезны. Однако в го.м или ином обпестве возможно выявление средних л,чя всех его членов оценок полезности различных благ или хотя бы сравнений: какое благо для них более полезно, а какое - менее.
Оценка полезности за1шсит от субъективных и объективных обстоятельств. На уровне индивидуума она часто весьма субъск-1нвна. Во-первых, оценка полезности одного и того же блата для разных индивидуумов может отличаться, как, например, н случае с охотничьим ружьем н спиннингом. Во-вторых, даже у одного ин-ливилуума оценка полезности Одного и того же блага зависит от
Майбурд ЕМ. Введение в историю экономической мыслн. М., 1996, С. 333,
обстоятельств его потребления. Так, если очень хочется пить, то стакан воды имеет больше полезности, чем в обычном случае, а если сегодня утром не хочется есть обычную порцию каши, то ее полезность для индивидуума будет снижена.
(Закон убьгаающей предельной полезносп
На уровне фуппы, коллектива, страны субъективизм в оценке полезности благ меньше, преобладает усредненная и поэтому более объективная оценка. Это позволило немецкому ученому Герману Госсену (1810-1858) сформулировать законы, касающиеся оценки полезности.
Шо мере увеличения потребления блага его полезность умень-шаетсНапример, в случае сильной жажды индивидуума он наиболее высоко оценивает полезность первого стакана воды, его Оценка полезности второго стакана меньше, третьего - еще меньше, а четвертый стакан воды имеет для него очень низкую полезность. Первый закон Госсена, более известный как закон убывающей нредельной полезности гласит, чтосаждая последующая (предельная) порция блага все менее полезна с точки зрения индивидуума, а в результате и совокупная полезность всего блага для него снижаете Таким образом, если блага много, то оно ценится очень дешево, а именно по полезности последней (предельной) доступной потребителю порции этого блага. В нашем примере это полезность для потребителя последнего стакана воды, которая и определит его оценку полезности пресной воды.
Отталкиваясь от своего первого закона, Госсен сформулировал свой второй закон, суть которого состоит в том, что «обшее количество потребляемых благ устанавливается таким, при котором равны предельные полезности каждого блага». Иначе говоря, потребляя одновременно много благ, каждый индивидуум покупает для себя такой набор их, в котором предельные полезности каждого блага равны, или приносят ему одинаковое удовлетворение. Так, в наборе продовольствия, который холостяк покупает в течение недели, присутствует несколько буханок хлеба, один батон колбасы, несколько литров молока, пара килограммои яблок и, возможно, банка каких-либо деликатесов, ?1апример