назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [ 27 ] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]


27

7 ынок НС способен iipoi шюстоятр. мо)1(}полмстическим тенденциям Он не-приголен лля устрлнення пистнш )ф(1)екто[1 Рынок не з;интС[х;со[1ЛН н не может произполить обтестьенные G.Ia Он не способен обеспечить сопиальмые гарантии и противодеиС[1ЮВ<1ТЬ сошцпьиому р;»сслоенню. Несопсрп]снстна рынка ней-TpiUH )уютсл мерами госул;1рствеи110й чкономической н социальной нонитики

Терлшны и понятия

Рынок

Трансакционные издержки Кон куре) 1ЦИЯ Совершенная конкуренция

МоНОПОЛИСТИЧеСХЛЯ KO[(KypfHUHH М10Н01Г0Л1{Я

Монопсоешя Олигопатия

Экономическан neoiipeделенность и риски Несовершенст».! рьшкл

Вопросы для самопроверки

1Что такое рынок Приведите наиболее значимые определения

2Прлнюьно 1и v шсрждать, что обмен и рьшок это синонимы?

3Како11Ь[ ист0[1лческ11е условия возникновения рынка

4. Какие критерии \юг>т быть по тоже ны и осно))у кшссификаици рЬ[НКОп

5Каковы ос110Я!ь[(.- ф>нкции рьжка? Поясните, как они взаимосвязаны

6Какую роль ы.шптияетна р1,[нке конкуренция

7В чем состоит р.тпчис между сонершенной и несовершенной конкурен-□ ией*

8Почему сущсстп\ст тпкое понятие, как монополистическая конкуренция, псль МОНОПОЛИЯ прогивопотожнл конкуретши

9Прашшьно лн y-ibcp/Ki.iii- что рынок не может устранить последствия внеш-lUix )(!)фекто1!

Ю Чем объ5ГСняются HcconcpiiicHCTHa рынка



Глава 6. Спрос, предложение, цена

Важнейшими элементами рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Как уже отмечалось, рынок есть механизм взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они, соотнося спрос и предложение товара, определяют его цену.

1. Полезность, ценность (стоимость) и цена товара

Испытывая потребности в тех или иных благах, потребители вынуждены постоянно определять полезность этих благ, так как в условиях их ограниченности при.чолится делать выбор. Для этого потребители постоянно сравнивают полезность тех благ, которые им необходимы п доступны.

Полезность и ее измерение

Полезностью называется то удовлетворение, которое благо приносит потреби гел!о,>Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого каждый потребитель как бы выстраивает лля себя шк;иу. по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ. Понятно, что у разных людей она различна: если человек любит охоту или рЕ)1бал-ку, то охотничье ружье или спиннинг представляют для него большую пользу, а для всех остальных они малополезны. Однако в го.м или ином обпестве возможно выявление средних л,чя всех его членов оценок полезности различных благ или хотя бы сравнений: какое благо для них более полезно, а какое - менее.

Оценка полезности за1шсит от субъективных и объективных обстоятельств. На уровне индивидуума она часто весьма субъск-1нвна. Во-первых, оценка полезности одного и того же блата для разных индивидуумов может отличаться, как, например, н случае с охотничьим ружьем н спиннингом. Во-вторых, даже у одного ин-ливилуума оценка полезности Одного и того же блага зависит от



Майбурд ЕМ. Введение в историю экономической мыслн. М., 1996, С. 333,

обстоятельств его потребления. Так, если очень хочется пить, то стакан воды имеет больше полезности, чем в обычном случае, а если сегодня утром не хочется есть обычную порцию каши, то ее полезность для индивидуума будет снижена.

(Закон убьгаающей предельной полезносп

На уровне фуппы, коллектива, страны субъективизм в оценке полезности благ меньше, преобладает усредненная и поэтому более объективная оценка. Это позволило немецкому ученому Герману Госсену (1810-1858) сформулировать законы, касающиеся оценки полезности.

Шо мере увеличения потребления блага его полезность умень-шаетсНапример, в случае сильной жажды индивидуума он наиболее высоко оценивает полезность первого стакана воды, его Оценка полезности второго стакана меньше, третьего - еще меньше, а четвертый стакан воды имеет для него очень низкую полезность. Первый закон Госсена, более известный как закон убывающей нредельной полезности гласит, чтосаждая последующая (предельная) порция блага все менее полезна с точки зрения индивидуума, а в результате и совокупная полезность всего блага для него снижаете Таким образом, если блага много, то оно ценится очень дешево, а именно по полезности последней (предельной) доступной потребителю порции этого блага. В нашем примере это полезность для потребителя последнего стакана воды, которая и определит его оценку полезности пресной воды.

Отталкиваясь от своего первого закона, Госсен сформулировал свой второй закон, суть которого состоит в том, что «обшее количество потребляемых благ устанавливается таким, при котором равны предельные полезности каждого блага». Иначе говоря, потребляя одновременно много благ, каждый индивидуум покупает для себя такой набор их, в котором предельные полезности каждого блага равны, или приносят ему одинаковое удовлетворение. Так, в наборе продовольствия, который холостяк покупает в течение недели, присутствует несколько буханок хлеба, один батон колбасы, несколько литров молока, пара килограммои яблок и, возможно, банка каких-либо деликатесов, ?1апример

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [ 27 ] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]