назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [ 26 ] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]


26

6 Несовертеистия pi.iEiK,!i05

рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить про-изволстпо важные благ или создает их в недостаточных объемах.

В чем Же проявляются несовертпенства, или, как их нередко называют, «провалы» рынка?

1.Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. В сло1\ия\ рыиочной стихии неизбежно йрлникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно со[;ращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт,

2.Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.

Особенность общественных товаров состоит в том. что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить, К тому же обычно нельзя ограничить их испольюнание.

Дорожными знаками, регулирующими правила движения, обязаны пользоваться Rce во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна, охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционных заболеваний. Общественные блага - это неконкурентные товары и услуги, лост>пнье практически каждому.

Общественные блага бесплатны лтя потребителя, но не бесплатны лля общества. Производство «бесплатных» благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.

Рьпюк НС может решить проблему производства благ для обше-ственното пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полсзностью*>, устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей), Удоктетворение нужд общества, не связанных непосредственное бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства (см, гл, 26),

3.Pbni04Hbm механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только непосредственных его



участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.

По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравдяют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.

Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен (см. гл. 7). На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступить участники хозяйственной деятельности.

4.Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

«Нормальный* рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.

5.Рыночный механизм порождает неполную и недостаточно совершенную информацию. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в различной степени.

Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества лля одних и



подрывают способность принятия оптимальных решений у других Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией Между тем информация является в некоторых отношениях обшественным товаром Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты

Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической леятельности

Несовершенства («провалы») рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами

Выводы

1Рынок это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем юэшействии институциональных норм и правил Предпосьшками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства

2Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой совокупность отдетьных рынков, прежде всего рынков ресурсов Рынки классифицируются в зависимости от объектов обмена, характера обмениваемых юваров, условий функционирования н т д

3Функции рынка огфедетяются решаемыми им задачами рынок отвечает на 1юпросы что, как и для кого произюдить Он выполняет ценообразуюшую, ин-«(юрмациокную, регулирующую, посредническую и санирующую функции

4Конкуренция ~ одно из основопотагающих понятии рыночной экономики >1о движущий механизм рынка фактор внуфеннего развития борьба участников

]нкл за лучшие условия производства и реализации продукции

Конкурентный рынок способствует достижению эффективности производства и оптимальному распределению экономических ресурсов Принято рахтичать конкуренцию совершенную и несовершенную, монополистическую ценовую и нсне-повую, добросовестную и недобросовестную Условием дтя формирования конку-1НИЦИИ спужат определенные предпосьшки, создание необходимой институцио-II11ьной среды

Экономическая деятельность сЕ»язана с неопределенностью н риском Неоп-1>гл1.-зенность выбора обусювливается непшнотой и неточностью информации. PTI11 (бежностью ошибок в процессе прогнозирования Не сушествует «патентован-инк» рецептов снижения риска Повышению надежности выбора могут стужить ншерсификаиня размещения средств всесторонняя опенка принимаемых решений

d Позитивные функции рынка летают его в принципе достаточно *ффектнв-иии (.истемой Вместе с тем рынок нуждается в ицстит\циональном регулировании Отклонения от условий совершенной конкуренции свидетельствуют о несо-ч 11стве рынка

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [ 26 ] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]