численность въезжающих возрастает до 1,5 млн человек). Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию. В последние годы локальным центром илмифации становится Россия.
Страны-доноры
Для различных принимающих стран существуют разные источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения ифает в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а с другой стороны, конкретными историческими, этническими, геофафическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции. Так, если в 60-х гг. основными источниками новых мифантов для США были Канада и Западная Европа (79% приехавших), то в 70-80-х гг. доминировали Латинская Америка и Азия. В 90-х гг. из этих регионов в США въехало 84% всех иммигрантов.
За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов. В 80-х гг. в США, например, въехало беспрецедентно большое число лнц с высшим образованием ~ 1,5 млн человек. В 1996 г. было выдано 18 тыс. въездных виз на постоянную работу иностранным ученым и инженерам. Однако было бы неверно утверждать, что все иммигранты имеют высокий уровень образования и квалификации; 33,1% из них не закончили среднюю школу. В свою очередь, 1/3 таких иммифантов принадлежит к числу тех, кто нелегально пересек границу США.
Регулирование международной миграции
Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна - к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая - к протекционизму и офаничениям в области международной мифации.
В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование В1>езда б страну и рыезда из нее, предостааление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной зашиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.
С целью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции, вступившему в силу в ноябре 1990 г., начиная с 1995 т. в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. человек. Закон вводит также квоту для лиц, выезжающих в США r поисках работы, - 140 тыс. человек в год.
В связи с ростом политической и демографической нестабильности в 90-х гг., усложнением процесса адаптации и трудоустройства иммигрантов многие европейские страны также ужесточили свои иммиграционные законодательства. Например, с 1993 г. Франция ограничила въеаа новых иммигрантов; ФРГ в середине 90-х гг. приняла решение не предостаилять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детлм работающих по контракту мигрантов, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства введи Австрия, Италия, Испания, Португалия.
Такого рода меры напрямую связаны с политическими изменениями в Восточной Европе, войной в бывшей Югославии, распадом Советского Союза, резким ухудшением экономической ситуации в этих странах. Только при распаде СССР около 60 млН человек оказались в положении национальных меньшинств на территории вновь образованных государств.
Международные конвенции, в том числе Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН 10 декабря 1948 г., объявляют свободный выбор места жительства и работы в качестве основополагающих прав человека. Вместе с тем международные правовые акты, регулирующие процессы миграции между странами - участницами соглашений, а также с третьими странами, как пра-
вило, устанавливают либеральные нормы перемещения населения и рабочей силы внутри интеграционных группировок и ограничительные - по отношению к третьим странам
Так, в рамках ЕС подписан ряд конвенций, регулирующих международные миграционные потоки населения и рабочей силы В их числе параграф 52 Римского договора 1957 г., вступивший в силу в 1968 г и предоставляющий работникам шести стран - первоначальных членов ЕС право поиска работы в странах-участницах (позднее оно было распространено на все страны - члены Ее). Шенгенское соглашение 1985 г., вступившее в силу в 1993 г. и устанавливающее единые визовые правила въезда в страны - участницы Соглашения, а также Дублинская конвенция 1990 г, устанавливающая правила предоставления убежища.
Регулирование внешней миграции в России
Демократизация общественной и экономической жизни в СССР, а затем в России коснулась и некогда жестко регламентируемой сферы выезда граждан за рубеж Еще ВерховньЕм Советом СССР был принят Закон «О порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР» от 20 мая 1991 i (вступил в силу 1 января 1993 г.), предоставивший каждому фажданину возможность выезжать, жить и работать за границей и явившийся правовой основой для международной мифации российских граждан, в том числе и в целях трудоустройства за рубежом Все фаждане страны в соответствии с данным законом имеют право на получегше заграничного паспорта сроком на пять лет Исключение составляют липщ лица, осведомленные в области государственных тайн, имеющие невыполненные обязательства перед государством (например, обязательная воинская служба), а также уголовные преступники 22 декабря 1992 г. Верховный Совет РФ своим постановлением подтвердил легитимность этого союзного закона на территории России Новый закон, регулирующий данную сферу жизни общества и конкретизирующий некоторые положения союзного закона, был принят Государственной Думой РФ 18 июля 1996 г (вступил в силу 15 августа 1996 г )
В целях регулирования миграционных потоков в Россию, а также регламентирования использования в стране иностранной рабочей си,1ы были приняты Указы Президента РФ «О мсгжх по введению иммиграционного контроля» и «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. Эти Указы имели целью обеспечить