•проведение организаиионной, производственной и финансовой рсс груктуризацип предприятий (см. 32.4);
•привлечение стратегических инвесторов (национальных или иностранных), способных принести с собой не только капитал, но и управленческий опыт, а также помочь выйти на новые рынки;
•запуск необходимых инвестициоцГ1Ых проектов;
•создание необходимых структур и институтов эффективного накопления и перелива капитала (организационных, правовых, инвестиционных), т.е. формирование рынка капиталов.
Создание указанных условий означает, что становление системы эффективно функционирующих предприятий государственной, частной и смешанной форм собственности как основы рыночной экономики является сложным и относительно длительным процессом. Этот процесс в странах с переходной экономикой предполагает три главных направления.
1.Преобразование традиционньгх государственньгх предприятий в акционерные и иные общества с разделением функций собственности и управления (корпоратизация). осуществляемое, как правило, довольно быстро.
2.Проведение приватизации, т.е. первичное закрепление н последующее перераспределение прав собственности за юридическими и физическими лицами, требующее более длительного времени и соответствующего законодательгюго обеспечения этих прав,
3.Формирование параллельно с преобразованием государственных предприятий частных предприятий на собственной основе, т.е, за счет капитализации сбережений граждан, а также средств негосударственных предприятий и организший.
В переходной экономике плияние формы собственности на эффективность деятельности субъектов реального сектора в конечном счете оказывается меньшим, чем воздействие обшей направленности государственной экономической политики. Функционирование предприятий всех форм собственности в переходный период определяется бюджетной, денежно-кредитной, ва-лк>тной политикой властей, стабильностью налоговой политики и величиной иалогоного бремени, методами и масштабами государственного ценового контроля и регулирования, характером и последовательностью антимонопольной политики.
2. Государственные предприятия в переходной экономике
Понятие государственного сектора
Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собствеииости и финансируемых из государственного бюджета. Границы государственного сектора в переходной экономике довольно подвижны. Из-за набирающей силу корпоратизапии и приватизации предприятий существует больщое разнообразие смешанных государственно-частных структур. В настоящее время статистика большинства стран с переходной экономикой обычно исключает из рамок госсектора рредприятия, находящиеся в процессе приватизации, причем даже в тех случаях, когда доля государственной собственности в их капита-зс остается значипельной. Поэтому общий объем государственного имушеств;! за счет государственных пакетов акций и далей в капитале с меишнных предприятий оказывается гораздо больше, чем собственно государственный сектор.
Отношение к государственному сектору экономики и после десятилетия рыночных реформ остается однп.м из наиболее спорных вопросов. Начало рыночной трансформации п большинстве стран было связано с ультралиберальными настроениями в отношении к государству как собственнику и в оценке возможности эффекгив-ного функционирования государствснньгх предприятий. В эйфории надежд на чудеса приватизации правительства постсокиалис-тических стран явно недооценили потепниал госкапита;1истнчсс-кой модели компаний в переходной экономике. Сейчас понятно, что причиной этому скорее были политические предпочте11ия, чем трезвый экономический расчет.
Коммерциализация государственных предприятий
Ограниченное распространение в переходной экономике ряда стран имели идеи коммерциализации госсектора (главным образом черезакционирование государственных (щедприятий). Дольше всего они просуществовали в Китае, где первые признаки корректировки концепции госкапитализма обозначились лишь в 1997 г. Китайские государственные акционерные компании в большинстве своем так и не смогли преодолеть убыточность. В 1996 г. 40-50% таких компаний удерживались иа плаву лишь благодаря кредитам 1ударствен-
43 - 3942
НЫХ банков: до 80% их оборотных капиталов формировалось исключительно за счет банковских кредитов.
В восточноевропейских странах коммерциализация государственных предприятий рассматривдтась главным образом как подготовительный, переходный этап к приватизации, который желательно миновать как можно скорее. Однако на практике большие проблемы с приватизацией и особенно затруднения в реструктуризации крупных приватизированных предприятий заронили серьезные сомнения в абсолютном и повсеместном превосходстве частных компаний. Иностранные инвесторы интересовались только «звездами» национальной экономики и не спешили принимать в расчет интересы реструктуризации остальных предприятий. А национальный капитал стремился использовать дешевые государственные активы, не заботясь об эффективности перераспределения ресурсов и наполнении государственного бюджета. К тому же у государственных предприятий в странах с переходной экономикой фактически не было серьезного опыта работы в рыночных условиях. Исключением является Венгрия, где все-таки делались неоднократные попытки организовать на рыночных принципах работу предприятий, по тем или иным причинам сохраняющихся полностью или частично в госсобственности.
Более того, на первоначальном этапе рыночной трансформации отмечалась и прямая дискриминация государственных предприятий. Так, в России в ходе массовой приватизации и сразу после нее власти неоднократно заявляли, что государственная поддержка (государственные гарантии под кредиты, участие в крупных инвестиционных проектах под патронажем государства) может быть предоставлена в первую очередь приватизированным предприятиям.
В Польи1е государственные предприятия с помошью дискриминирующей системы налогов были сознательно поставлены в худшее положение по сравнению с частными. Независимо отнх реального экономического состояния государственным предприятиям отказывали в инвестиционных кредитах, налог на капитал изымался без учета рентабельности и требований восстановления основных фондов. И лишь впоследствии на основании закона о коммерциализации (1997 г.) государственные предприятия были уравнены с частными.
Получилось так, что «пасынками»- для государства стали именно те предприятия, в которых ему принадлежал либо весь капитдт.