назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [ 209 ] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]


209

г) поллержаиие конкурентной среды.

В переходный период мо1ут действовать особые правовые нормы и основанные на них меры экономической политики государства (например, приватизация.демонополизация идр.).

Станов.1енне рыночных институтов

В переходный период рыночные институты могут возникать самостоятельно, без видимого участия государства, в ответ на потребности экономических агентов (например, создание нескольких сотен товарных бирж в России в 1990-1991 гг. вследствие стихийной либерализации хозяйственных связей между предприятиями). При этом, однако, могут возникнуть социально нецелесообразные институты (вроде «уполномоченных банков», получавших - в нарушение принципов конкуренции - особые выгоды от ведения операций с государстпенными финансами). Поэтому государство должно играть активную роль в формировании рыночных институтов, в том числе путем отбора социально целесообразных.

В переходный период в экономике России возникли основные институты рынка: частная собствешюсть; свобода установления хозяйственных связей; конкуренция,

Особенностн рыночных институтов в переходной экономике

Рыночные институты переходного периода заметно отличаются от институтов, сложившихся в развитых странах рыночной системы. Они пмеют следуюшие характерные черты.

Во-первых, институциональная неполнота (институциональные лакуны), т е- отсутствие или крайне слабое развитие некоторых пажных институтов рынка. В России такой лакуной является отсутствие купли-продажи земли, что не позволяет использовать ее в качестве залога и препятствует привлечению кредитов и инвестиций в сельское хозяйство.

Другой ииституииональной лакуной, характерной 1и\я всех стран с переходной экономикой, является фактическое отсутствие рыночной селекции (отбора) в форме ликвидации обанкротившихся предприятии. Эта лакуна нарушает действие конкурентного механизма и сдерживает перестройку структуры экономики.

Во-вторых, структурная асимметричность, т.е. неравномерное развитие различных сегментов рынка. В России наибольшее развитие получил рынок товаров и услуг, тогда как другие сегменты



рынка - рынки факторов проишодства (капитала, труда, земли и других природных ресурсов) - развигы значительно слабее Так, формированию рынка капитала вплоть до финансового кризиса 1998 г препятствовала почти монопольная роль государства как заемпшка Синовлсние рынка труда затруднено вспедствие низкой мобильности трудовых ресурсов

Инсти7у[П1ональные лакуны и структурная асимметричность порождают нерыночные формы поведения экономических агентов неплатежи, бартер, слабую адаптацию к колебаниям спроса

Выводы

1Переход к рынку сопровождается либерализацией экономики - отказом го сударства от монопотии на те ити иные виды хозяйственной деятстьности ити резким ограничением его рсг\лирующи\ функции Одновременно происходит переход от преимушественно административных методов государственного регулирования к экономическим (через денежно кредитную и бюджетно-налоговую системы)

2При переходе от плановой к рыночной экономике, как правито, нотникаег необходимость в макроэкономической (финансовой) стаби.чнзации Пе главной целью нвтяется подаатение (или предотвращение) высокой инф1яиии а также смягчение (или нсдопмиение) трансформаниошюго спада

3Стожшгись два павных подхода к финансовой стабитнзации, в основе кото рых лежат разтичные представтения о природе инфтяции в переходной экономике В соответствии с монетарным подходом инфляция целиком з-шисит от темпов прироста денежной массы Сопасно нечонетариому подходу на инфляцию в пере ходиой экономике влияют такие факторы как диспропорции в структуре народного хозяйства высокая степень монопотиадции экономики и т д

4Выделяются тва основных сценария м 1кроэкономической стабитизаиии ортодоксальный (сокращение vliu тиквидация дефицита госбюджета жесткий кон тро ь за денежнои эмиссией чстановтение «монетарного якоря*) и 1стеродоксный (те же меры в соче1ании с регу тированием цен и доходов)

Стр\талрная политика в переходный период направлена на создание vcto ВИИ лля устоичивого лотгосрочного экономического роста и перестройку отрасте вой структуры народного хозяйства с цетью зашитЕ>1 отрастеи конкурснтоспособ-нь[х на внутреннем и внешнем рынках ити обе 1\живающих национальные интересы (производственная и соци.1ьная инфраструктура, отдетьные прои(водства ВПК)

6 Институтгионатьные преобразования включают разработку рыночною зако нодатедьсгна л контрочь за его применением изменение отношений собственное ти, формирование новых хозяйствующих субъектов рыночного типа, создание новой системы упраатеиия народным хозяйством

Термины и понятия

Стабилизационная политика Макроэкономическая (финансовая) стабитизация Монетарный подход к финансовой стабилизации



Немонетарны!! подход к финансонои стабитизапии Структурная 1ЮГ1ИТИКЛ

Ортодоксальный сценарий макроэкономической сгабитизацнн Гетеродоксный сценарии макро}коном11ческой стабизизации < MoHeiapHMH якорь» Институциональные иреобразования Институциональные закуны Струю урная асимметричность

Вопросы для самопроверки

1Какие экономические функции государство нынужаено брать на себя н связи с переходным характером экономики

2Какие меры необходимы для финансовой стабизизации а переходной эконо мике

а)свобода частнопредприниматезьской деятельности

б)отмена государственной монополии на внешнеэкономическую деятель ность,

в)повышение ссудного процента сверх уропня инфляции

3Какими проб.лемами в переходной экономике должно заниматься государство

а)осуществлять импорт продовольственных тов<1ров,

б)оказывать помощь коммерческому банку находящемуся п тяжелом фН1ан совом иотожсния

В) опредетять кр\ I иниров и ycivr необходимых дтя государственных нужд*

4Какой вариант макроэкономической стабизизаиии применятся в России в 1992-1994гт ортодоксазьныи изи гетеродоксный

5Почему в начале переходного периода, как правило, необхп тиа макроэко номическая стабилизация

6Какие меры относятся к HHCTHTyuHonajibUbiM прсобразов-птям

а)повышение цен на бензин,

б)введение валютного коридора

в)создание двухуровневой банконской системы

7Какие отрасли российской промышленности должны пальзоваться в ходе структурной перестройки поддержкой государства

а)газовая

б)зеГКОвая

в) пищевая

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [ 209 ] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]