стри;шьно10 об1дества- Государст во должно активно участвовать в формиропании рыночп1>1\ инипиутон, особенно м 11ыраби1ке правил хозяйственном леятельности и контро;п1ропать их выполнение. Далее, в переходной экономике рынок не сразу становится глаиныи peiyjiHiopuM хозяйственной леятельности, поэтому государству приходится активно имеппшаться в экономические процессы.
Функции государственного регулирования экономики
В переходной экономике преобладают две группы регулирующих функций государства-
Первая группа включает функции, которые обычно выполняет государство в современной рыночной системе:
•обеспечение инсти гуционазьно-правовой основы деятельности экономических агентов (определение прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, отношений работников и работодателей и т.д.);
•ликвидация или компенсация негативных эффектов рыночного повеления (государство занимается вопросами охраны окружающей среды, в ряде случаев организацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинскогообслуживания и т.д.);
•поддержание норматьного функционирования национальной экономики (обеспечение условий долгосрочногоэкономичес-кого роста, сглаживание циклических колебаний, структурная перестройка т.д.).
Вторая группа включает функции, связанные с формированием рыночных отношений:
•разработка хозяйственного законодательства, адекватного условиям рыночной экономики;
•демонополизация и поощрение конкуренции;
•приватизация государстьенной собственности и поощрение частного сектора.
Кроме того, и течение определенного периода государство вынуждено брать па себя отдельные функции, которые в развитой рыночной системе обычно выполняют другие экономические агенты (мобилизация фннансоиых ресурсои для инвестиций и др.).
Средства государственного регулирования экономики
регулирующие функции государства осуществляются посредством админисгративных и экономических средств. В начале переходного периода происходит разрушение или трансформация системы административно-командных средств управления: отменяются или сокращаются поставки по централизованным планам, предприятиям нредосгавляезся свобода в установлении цен, выборе поставщиков и покупателей; ликвидируется государственная монополия внешней торговли.
Однако административные средства продолжают применяты;я в ряде областей. Во-первых, государство на начальном этапе перехода к рынку зачастую сохраняет административный контроль нал ценами и тарифами на социально значимые товары и услуги. Во-вторых, административные методы регулирования используются как средство антимонопольной политики (государство вмешивается в деятельность естественных монополий, включая установление цен иа их товары и услуги). В-третьих, административные средства применяются для регулирования внешнеэкономической деятельности (количественные ограничения и лицензирование экспорта и импорта).
По мере усиления рыночных механизмов возрастает значение денежно-кредитной и бюджетно-налоговой гюлитики и присущих им методов регулирования экономики.
Институты государственного регулирования переходной экономики
В переходной экономике происходит трансформация институтов государственного регулирования. Государе i во отходит от непосредственного вмешательства в хозяйсзпенную деятельность предприятий, что влечет за собой ограничение функций и постепенную ликвидацию отраслевых органов управления - министерств и ведомств. Директивное нлапирование трансформируется в социально-экономическое прогнозироваиис. Бюджетное и налоговое регулирование становится преро]ативой парламента. Центральный банк осуществляет денежно-кредитное регулирование. Возникают специфические для переходного периода институты - ведомства по приватизации и антимонопольному регулированию.
2. Стабилизационная и структурная политика
Переходный период почти во всех странах начинался с системного кризиса, проявлениями которого на макроэкономическом уровне были:
1)инфляция, подрывающая стимулы к производственной деятельности;
2)трансформационный спад, глубина которого зависит от величины накопившихся в структуре экономики диспропорций, устанавливаемых в ходе макроэкономической стабилизации ограничений платежеспособного спроса;
3)снижение накоплений и инвестиционной активности, которые становятся невыгодными при высокой инфляции.
Понятие стабилизационной политики
Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня пен.
Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как более динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который, можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики.
Проблема макроэкономической стабилизации в переходный период
Страны с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления (в ряде стран - недопущения) высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической, или финансовой, стабили-1апией. Ее центральный элемент - борьба с инфляцией. Показа-1елем успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже. Для проведения эффективной стабилизационной политики необходимо понимание специфики инфляции в переходный