2 Варианты системных реформ в переходной экономике633
Варианты перехода к рыночной экономике
Практика стран, входивших некогда в «мировую социалистическую систему», демонстрирует два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику, первый (исторически более ранний) - эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия); второй - «шоковая терапия», применявшаяся с той или иной степенью интенсивности в России и большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме - в Польше).
Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функции государства и др.
Выбор Эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. В пользу эволюционного перехода говорит наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др.
Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.
Эволюционный путь («градуализм»)
Можно выделить следующие общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике.
1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Так, в Вен-
грии Э101 процесс происходил с (968 по 1990 гг , а в Китае продолжается с 1979 г.
2.Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынкс, причем не только с помощью более гибкой системы цеп, по и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства 1ютре-бительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка. В Китае ограничения на создание частных производственных предприятий были отменены в середине 80-х гг„ что позволило спустя пять-шесть лет полностью насьггить гготребительскии рынок.
3.Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.
4.Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.
5.Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции. В Венгрии максимальный годовой прирост розничных цен составил 35% (1991 г.), а в Китае ~ 24,1% (1994 г.).
6.Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.
Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.
Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»)
Стратешя лшоковой терапии» основана на неолиберальной теории Сщласно неолиберализму рыночная экономика являйся саморегулирующейся системой. Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция - поддержание усюйчивости финансовой системы, а для этого необходимо
решительное подавление инфляиии, которая препятствует ре1ули-руюшей роли рынка.
В числе нажнейип1\ инстит>пиональных преобразовании стратегия радикального перехода предполагает:
•одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле сре/ЕСтвами производства и предмегамн потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;
•скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными являются ужесточение условий предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии;
•ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к мастной собственности на землю;
•либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом лля иностранных товаров и капитала,
Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему: во-первыл, в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе прн оттоке ресурсов из реального сектора; во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предзожеиия в условиях доставшегося от планового хозяйства товарно10 дефи1щта и МОНОПОЛЬНО!о положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию; в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.
Финансовая стабилизация
Стабилизационные меры в денежно-кредитной и финансовой сферах вначале направлены на ликвидацию накопленного в рамках административно-командной системы инфляционного потенциала в виде излишнего количества денег (по отношению к имею-