назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [ 200 ] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]


200

Раздел IV. Переходная экономика

Россия и другие постсоциалистические страны в ходе экономических реформ переходят от админнстратисно-командной системы к современной рьнючнои экономике Вначале преобладала точка зрения (причем и среди отечественных, и среди иностранных экономистов), что зтот переход займет годы Теперь становится ясно, что этот переход растянется на десятилетия. В постсоциалистических странах еще долгое время будет существовать своеобразная, так нащшаемая переходная экономическая система, или экономика переходного периода. Это некая смесь элементов административно-командной и современной рыночной систем. В ряде стран к этому добавляются элементы рыночной экономики свободной конкуренции и традиционной хозяйственной системы

Экономическая теория разработала некоторые подходы к решению проблем переходного периода, однако это были проблемы стран, переходящих от традиционной к современной рыночной снщеме, i.e развивающихся сгран Эти рецепты пригодны лишь частично, а остро необходимое для постсоциалистичсских стран HORoe направление экономической теории - экономические проблемы переходного периода - еще только в стадии становления

Тем не менее уже сейчас можно отметить некоторые черты этого периода. Эю прежде всего своеобразное сочетание экономических законов коммунистической и капитшшстическои систем В это.м сочетании они частично нейтрализуют дру1 дру1а Более юю. можно i оворнть и о собствсщгых законах переходной системы При эгом, если переходная система означает постепенное усиление в ней элементов современно! о рыночною хозяйства и ослабление элементов административно-командной системы (причем эют процесс идет неравномерно), 1Юдобной системе присуща и менчииость, Hecia6HjibHoc ib как одна нз самых характерных ее черт



Глава 29. Концепции переходной экономики

Необходимость перехода от админис1ра1ивно-комаплиой экономики к современной рыночной была обусловлена нараставшей недееспособностью нетоварной экономики по мере исчерпания экстенсивных факторов экономического роста.

Административно-командная система имеет два существенных недостатка. Первый - это ее негибкость, мсдлс1Н!ая адаптация к переменам. Адаптационные механизмы в форме происходящего по решению высшего руководства перераспределения материальных и финансовых ресурсов включаются лишь тогда, когда глубина диспропорций близка к критической точке. Второй недостаток - это крайне низкая производитслыюсть вследствие тотальною иодавлення хозянствспноп инициативы.

1. Содержание и закономерности переходной экономики

Переход от административно-командной к рыночной экономике в разных странах имеет обнше тенденпни. Этот процесс включает либерализацию экономики, глубокие HHCJH7yHHon;uib-пые изменения (прежде всею в озношснпях собстпенпостн), структурные преобразования, но в то же время обычно предпола-!Дет осущсс! влсние финансовых С1абплнз;пщ0]цп.[\ мер (преиму-щестпспно в дснсжио-кредитпон и финансовой сферах, особенно в ценообразовании для yмcньпJeпня несзабильностн хози11Стен-ной и социальной ситуации).

Содержанием переходной экономики является преобразование всей системы экономических озноснений, а не реформирование сс отдельных элементов или корректировку экономической политики.

Понятие и сущность переходного периода

Под переходным периодом понимается исторически пспро-должтельпы!! срок (но не менее одною дсситилетня). но время которого происходит ликвидация или коренное преобра ювание



I СолерАлнме и закономерности псрсходнои кos[oмики629

алмимистраттию-комлн.тои сис1емы и формируется основа рыночной системы Нлиомннм. чю ноняше «основа экономической системы» (вл;!ин{П случае - рыночной) означает установившиеся и сравнительно с1абильныс формы хозянствентлх связен между экономическими агентами, а также нреобладаюшую и данной системе форму собственности.

Поскольку преобразование алминистрагиино-командной системы означас! изменение основы этой системы и зшену сс качественно иной (рыночной), то такого рола трансформацию следует называть системными реформами.

Сферы системных реформ

Главными напранлеииями формирования рыночной экономики в переходный период являются слелуюии1е.

1,Л и б с р ii л и за ц и я экономики - это система мер. направленных на 01мену или резкое сокрашение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни Она имеет повсеместное распространение и включает, отмену государственной монополии на осущесзиление хо-зяйстненно11 леятельносш (в том числе пнспл1еи торговли). npeKpauiemiG цеитрт-зизованного распределения ресурсов, переход к формированию пен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственною контроля нал тран-закиионными операциями на внутреннем и внешнем рынках.

2,Д е м о и о п о л и 3 а н и я э к о н о .м и к и и создание конкурснзиоп среды, предполагаюнте создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агенто5. обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия алминистрагнвных лре-ПЯ1СЗВИИ, прсдостаилсния льготшлх кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики сстсстсеиных монополщт. в от.тсль-ных сл>чаях раздробление кр\ иных фирм

3,И н с т и 1 у 1[ и о и а л ь н ы е преобразования, вклю-чаюише и вменения отношений собст вснности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (ко.ммсрческих банков, товарных н фондовых бирж, ннвестпннонных фотщов и т.д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [ 200 ] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]