3)поддержамнс стабильного уровня реальных доходов населения ггутем проведения антии1{фляционных мер и индексапии доходов;
4)развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилиипОе хозяйство, культура и искусство).
Таким образом, полигика доходов представляет собой составную часть социальной политики государства. Последняя направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социа.чьных конфликтов на экономической почве.
Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) сооиальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и не1рудоспособных 1раждан через механизм налогов и социальных тгинсфертов.
Социальная политика в переходный период отличается не статько набором своих направлений, функций и целей, сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами, С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на рис-ширение социальных программ, с другой - решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества (сокращение ВВП. снижающаяся собираемость н;1логов и др.).
Как уже отмечалось, для переходной экономики характерно резкое увеличение дифференциации доходов населения. В дополнение к различиям в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения неравенство н доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфлятщей, массовой вынужденной безработицей, которые вызывают значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода
В этих условиях государство вьщуждено (даже вопреки объективной логике сокращения государственного вмешательства в экономику) активно участвовать в перераспределении доходов. Как говорилось выше, главными средствами перераспределения доходов ttace-ления яапяются прогрессивное налогообложение личных доходов и
система трансфер!ных платежей Однако возможности государства в этот период весьма ограниченны Во-первых, приватизация объективно ведет к сокращению государственных доходов. Во-вторых, значительное noBbiuienne налоговых ставок ослабляет стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям В-третьих, резкий рост социальных трансфертов ослабляет стимулы к труду Поэтому со-(шальная политика в переходный период призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подорвав при этом заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.
Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнерства, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики
Пгактически эта идея получила свое воплощение в ФРГ, где с 60-х гг. стали проводиться «согласова1Шые акции», в рамках которых при непосредственном участии правительства представители объединений предпринимателей и лидеры профсоюзов принимают решения по вопросам экономической политики страны.
Социальное партнерство активно используется в промышлешю развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом тдкого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной шшты и некоторых социальных выплат. Соглашения о социальном царгнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы, создание новых рабочих мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работников (соблюдение технологической дисциплины и др ).
Выводы
1 Государственная политика дочодов заключается н перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных гр>Т1п потучателен доходя н социальных пьгплат Наиболее эффективным средством госу-
Л.1рСненного рсг\ iupcui.iHiin JipanoTnoii п 1.НТЫ Hiusiertsi глнотсищ; i.ipiiHiHpo tl.lliMOK) MHHllMWUl
2npOAlITOlHIiIII ЧИ1И\Л M - JIO (.TOllMOL I Ь [oB.lpOl и V( KI при ]НПП С\И.[\ оо-
шестом исоб\од,11\1ы\т пя поалсрж.тии npntvnevfom уювия жп ши
3Кпипти 1ьныи (лои11ЬНЫи) кооффииисит применяется Лля оиецк» Liencmi Л1кх1»еренш1аиии дочоло» и выражлст со<1ТНои[енис мсж.п t релнпми дичоллми 20( (10%) H.ui6o.iee иЫ(.о1чООПлачи[1.1смы\ спосп насепения и средними лпходлчП! 20 (10%) 11.1именее о&сспсчснных Минимал1=11.1й иогреонтстьскии бюджет - соци.сль-иый \111ним>м тпмрон и yciT в o6iMc. необходимом ДЯ обеспечения и()рм<1-Ьнои жизнедеятельности четовска Р.шионлчьнып потреоитеи.скии бюллет - набор товаров и услуг. обеспечппакпцип >лоВ101ИорС11ие рлииои пьиы\ ио[ребностсй чсло-нека
4Социальная ориснтишя жонимики прелпочаглст сс по шипение задач.!vi p,i j-вития личности Социатьная спр.пк-хтивость в Lijiepe Экономики сошкетствис системы экономических отношении предстаадскпям. которые господе, i ичют в дан ноч обществе.
5. Соииальик потмтикн есть система мер государства. напр1ниснны\ н? смягчение неравенства ц рлс предетенцц лочодов. >р<г\ шронание противоречии между участник,1ми рыночнои KOHOMiit-n
6Бедность лредстлвтяет собой такое экономичее кое состояние ч.кти обшест ва. при котором опредеченныс стой нлсочсния пе имею! чинцч1,пы1ы\ по нopм,м данного обшестпл срелстн к с>шсст[101У11Ию Различают .1бсотютн\то и относи ге ть-H>To бедность, 1.6окю И нсг]\6ок>ю (llзмcpяe\ю дефицитом чоч.одов 6сд11>1ч слос) по отношению к прожиro4HO\t\ ,мr[((({> му(
7Социальное партнерство - "что согплсов.1нис зхоио\и1чес кОИ и сопильмои политики (особенно лочодов и ил тогоц! MtAjrv праните ы i вом, прсдприииматстя
ми и ПрО<)СОЮЗЛМ11
Термины и понятия
Распределение лочодои Совокупные Ючолы
НоМИН.иЬИЫС Д(1Ч011Ы
Денежные ло\од, н не 1ения
Распол.иае\1Ы1. дочоды
Pe.ubiibie личоды
Ре<1.1Ь1Ьс р к Но м1аечи>1С лохоаы
Ком и нац.и. 14 и ре.111ьная з ip 160111.14 11 ы 1
Соци.! тьныс тр<п1е()е[>1 ы
( oUlliLlbH.lJl nOTHTllk.i
Политика лпходов Индекс потрспшельскич иск Инлекслния лочпдон "Дырявое ведрОЛ Окчня
Прожиточный МИМИМЧМ (СОиИДт1=Н>П1 и фи 11(0 ЮГИЧсСкИИ!
Крнпан Лоренца
Квинти1ьньИ (доитьиьш) коэффициент
Индекс коипенграиии дочолои niceтения (кок1)фшисит Дании) Мпниматьиый p.iiviep отлты трдл Соииальи.Я спрлвелл11ВосТ1.