назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [ 198 ] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]


198

3)поддержамнс стабильного уровня реальных доходов населения ггутем проведения антии1{фляционных мер и индексапии доходов;

4)развитие отраслей социальной сферы (образование, здравоохранение, жилиипОе хозяйство, культура и искусство).

Таким образом, полигика доходов представляет собой составную часть социальной политики государства. Последняя направлена, в частности, на ослабление дифференциации доходов и имущества, смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социа.чьных конфликтов на экономической почве.

Поэтому важной задачей социальной политики является адресная (т.е. предназначенная для конкретных групп населения) сооиальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами активной (занятой) части населения и не1рудоспособных 1раждан через механизм налогов и социальных тгинсфертов.

Социальная политика в переходный период отличается не статько набором своих направлений, функций и целей, сколько их соотношением, устанавливаемыми приоритетами. В условиях переходной экономики действует объективное противоречие между целями и средствами, С одной стороны, обострение социальных проблем требует увеличения расходов госбюджета на рис-ширение социальных программ, с другой - решение этой задачи наталкивается на крайне скудные и все более сокращающиеся материальные возможности государства и общества (сокращение ВВП. снижающаяся собираемость н;1логов и др.).

Как уже отмечалось, для переходной экономики характерно резкое увеличение дифференциации доходов населения. В дополнение к различиям в степени адаптации к рыночным условиям отдельных групп населения неравенство н доходах усиливается трансформационным спадом, высокой инфлятщей, массовой вынужденной безработицей, которые вызывают значительное снижение уровня жизни преобладающей части населения, особенно в самом начале переходного периода

В этих условиях государство вьщуждено (даже вопреки объективной логике сокращения государственного вмешательства в экономику) активно участвовать в перераспределении доходов. Как говорилось выше, главными средствами перераспределения доходов ttace-ления яапяются прогрессивное налогообложение личных доходов и



система трансфер!ных платежей Однако возможности государства в этот период весьма ограниченны Во-первых, приватизация объективно ведет к сокращению государственных доходов. Во-вторых, значительное noBbiuienne налоговых ставок ослабляет стимулы к получению высоких доходов, а тем самым к высокопроизводительному труду и инвестициям В-третьих, резкий рост социальных трансфертов ослабляет стимулы к труду Поэтому со-(шальная политика в переходный период призвана сократить разрыв в доходах различных категорий населения, не подорвав при этом заинтересованности в труде, включая предпринимательскую деятельность.

Социальная политика государства включает гармонизацию отношений между участниками рыночной экономики в форме социального партнерства, которое предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительством, национальным объединением работодателей и профсоюзами «общественного договора» в области экономической и социальной политики

Пгактически эта идея получила свое воплощение в ФРГ, где с 60-х гг. стали проводиться «согласова1Шые акции», в рамках которых при непосредственном участии правительства представители объединений предпринимателей и лидеры профсоюзов принимают решения по вопросам экономической политики страны.

Социальное партнерство активно используется в промышлешю развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом тдкого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов, которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной шшты и некоторых социальных выплат. Соглашения о социальном царгнерстве регламентируют деятельность работодателей (своевременная выплата и индексация заработной платы, создание новых рабочих мест, соблюдение техники безопасности) и наемных работников (соблюдение технологической дисциплины и др ).

Выводы

1 Государственная политика дочодов заключается н перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных гр>Т1п потучателен доходя н социальных пьгплат Наиболее эффективным средством госу-



Л.1рСненного рсг\ iupcui.iHiin JipanoTnoii п 1.НТЫ Hiusiertsi глнотсищ; i.ipiiHiHpo tl.lliMOK) MHHllMWUl

2npOAlITOlHIiIII ЧИ1И\Л M - JIO (.TOllMOL I Ь [oB.lpOl и V( KI при ]НПП С\И.[\ оо-

шестом исоб\од,11\1ы\т пя поалсрж.тии npntvnevfom уювия жп ши

3Кпипти 1ьныи (лои11ЬНЫи) кооффииисит применяется Лля оиецк» Liencmi Л1кх1»еренш1аиии дочоло» и выражлст со<1ТНои[енис мсж.п t релнпми дичоллми 20( (10%) H.ui6o.iee иЫ(.о1чООПлачи[1.1смы\ спосп насепения и средними лпходлчП! 20 (10%) 11.1именее о&сспсчснных Минимал1=11.1й иогреонтстьскии бюджет - соци.сль-иый \111ним>м тпмрон и yciT в o6iMc. необходимом ДЯ обеспечения и()рм<1-Ьнои жизнедеятельности четовска Р.шионлчьнып потреоитеи.скии бюллет - набор товаров и услуг. обеспечппакпцип >лоВ101ИорС11ие рлииои пьиы\ ио[ребностсй чсло-нека

4Социальная ориснтишя жонимики прелпочаглст сс по шипение задач.!vi p,i j-вития личности Социатьная спр.пк-хтивость в Lijiepe Экономики сошкетствис системы экономических отношении предстаадскпям. которые господе, i ичют в дан ноч обществе.

5. Соииальик потмтикн есть система мер государства. напр1ниснны\ н? смягчение неравенства ц рлс предетенцц лочодов. >р<г\ шронание противоречии между участник,1ми рыночнои KOHOMiit-n

6Бедность лредстлвтяет собой такое экономичее кое состояние ч.кти обшест ва. при котором опредеченныс стой нлсочсния пе имею! чинцч1,пы1ы\ по нopм,м данного обшестпл срелстн к с>шсст[101У11Ию Различают .1бсотютн\то и относи ге ть-H>To бедность, 1.6окю И нсг]\6ок>ю (llзмcpяe\ю дефицитом чоч.одов 6сд11>1ч слос) по отношению к прожиro4HO\t\ ,мr[((({> му(

7Социальное партнерство - "что согплсов.1нис зхоио\и1чес кОИ и сопильмои политики (особенно лочодов и ил тогоц! MtAjrv праните ы i вом, прсдприииматстя

ми и ПрО<)СОЮЗЛМ11

Термины и понятия

Распределение лочодои Совокупные Ючолы

НоМИН.иЬИЫС Д(1Ч011Ы

Денежные ло\од, н не 1ения

Распол.иае\1Ы1. дочоды

Pe.ubiibie личоды

Ре<1.1Ь1Ьс р к Но м1аечи>1С лохоаы

Ком и нац.и. 14 и ре.111ьная з ip 160111.14 11 ы 1

Соци.! тьныс тр<п1е()е[>1 ы

( oUlliLlbH.lJl nOTHTllk.i

Политика лпходов Индекс потрспшельскич иск Инлекслния лочпдон "Дырявое ведрОЛ Окчня

Прожиточный МИМИМЧМ (СОиИДт1=Н>П1 и фи 11(0 ЮГИЧсСкИИ!

Крнпан Лоренца

Квинти1ьньИ (доитьиьш) коэффициент

Индекс коипенграиии дочолои niceтения (кок1)фшисит Дании) Мпниматьиый p.iiviep отлты трдл Соииальи.Я спрлвелл11ВосТ1.

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [ 198 ] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]