назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [ 189 ] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]


189

ЛИНЫ и сборы, различные н.1Логи на пользопатслеи природными ресурсами Поступления от ряда палоюв (в России это НДС ндчог на прибыль предприят ии, акцизы) делятся между ncHipajib-ным и территориальными бюджетами

В связи с определенными противоречиями между интересами центрального правительства и территориальными экономическими интересами вокруг разделения налоговых поступлениу! идет политическая борьба Местные жители и власти заингересованы. чтобы больше средств поступало в бюджеты штатов, земель, муниципалитетов, общин, так как из эт их средств фиттансируются образование, здравоохранение, благоустройство территории, мест1гое общественное строительство, охрана порядка и окружающей среды У цег}трального правительства постоянно пс хватает средств иа административные и военные расходы, решение глобальных экономических и социальных задач.

Налоговое бремя

Величина налоговой суммы (так называемое налоговое бремя) зависит прежде всего от налоговой базы и налоговой ставки Налоговая база - это та величина, с которой взнмае1ся налог, а полого вая ставка - это размер, в коюром взимается налог

В США, Великобритании. Италии и некоторых других странах размеры налога на прибь1ль определяются исключительно ее величиной В ФРГ, Франции, Японии, Швеции часть налога на прибыль взимается независимо от ее размера В 80-90-х гг в большинстве стран идет снижение ставок налогов В результате если в целом по ОЭСР фирмы выплачивали в 1986 г в виде 1галогов более 45% своей прибыли, то в 1996 г - около 30% Наряду соснижени-ем ставок налогообложения возрастали налоговые льготы на выплату государственного долга и процентов по нему

На практике у большинства компаний на выплату на;югов уходит доля прибьши, меньшая, чем ставка налогообложения Во-псрвы\. используются различные на;юговые льготы, о которых речь попдет ниже Во-вторых, компании легально могут уменьшать размер подлежащей налогообложению суммы за счетувеличегшм отчислении в не облагаемые налогом фонды (амортизационный и др ) В-третьих, компании с небольшим оборотом во многих странах облатаются более низким налогом В-четвертых, в ряде стран налот на прибыль корпорации может выплачиваться не только отдельной фирмой, но и ее материнской компанией (если фирма входит в гругшу



компании), что на практике noJHOjHieT снизить на юговую базу компании, вхо,тя1пи\ в группу В-пятых, почти всюду действует система покрытия убытков компа}П1и за счет ее прибылей нескольких предшестнуюпщх лет и чи будуип1Х прибылей

Налоговая льгота (льгота на назоги) устатшвливается. как и налог, в порядке и на условиях, опретеляемых законодательными актахи! Распространены счедующие виды ндюювых льгот

•необлагаемый минимум объекта налога,

•изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, затрат на НИОКР),

•освобождение от улзлатьт налогов отдельных тиц 1ыи катеюрий плательшнков (например, 1П1Валидов),

•понижение налогоБыхставок.

•вычет из начоювой базы (налоговый вычет),

•изменение срока утаты налогов и сборов (в виде отсрочки, рассрочки, назоговото кредита)

•списание безнадежных додюв по налогам

В результате средний уровень налогообложения компаний рампою ниже базового (тс максималыюго) Например, в ФРГ он составлял в конце 80 х гг окото 0% (базовый paвняflcя 71%) В России, по оценке, он составтнет в нас юяшсе время около 65%

Структ>-ра налогообложения

Доля отдельных налогов, участвующих н формировании доходной части бюлже1а, в разных странах с рыночной экономикой характеризуется следующими данными, % к итогу

Налоги из тичиые доходы40

И1Л0ГИ на прибьпъ корпор И1ии (фирм)10

Соци аьные н-зносы30

Налог иа добаидеин\ю стоимость10

Г<1Чоженные пошлиньеi

Прочие ндлоги и iiajioi оиые поетатсиия

В России роль отдельных надозов в доходах бюджета несколько иная В связи с относительно низким уровнем жизни большинства насетения поступления от наюгов на личные доходы невелики, вместо них главное место в доходной части бюджета занимают налоги на прибьтль предприятии и НДС (см табл 27 1)

Прямые налоги трулно перенести на потребителя Ле1чс всего обстоит детое налогами наземтюи надрупю недвижимос1ь 01ш



Бкпючаются п арендную и квар ирную mdi> цену сельскохозяп-С1венпои нролчкиии

Косвенные нало и переносятся на конечно! о потребитегш п зависимости 01 показателя э истимноети спроса иа товары и ycivrn, oGaaidCMbie этими палками Чем менее эласшчен спрос, тем больиыя чаС!!) naioEd перекладывается на потребителя (см п 8} Чем менее эластично предложение, тем мепьныя часть налога перекладывается на потребителя, а боты!!ая ею часть уплачи1зает-ся за счет прибыли В долгосрочном п ыпе эластичность прсдю-жения растет, и на потреби геля перекладывается все большая часть косвенных налогов

При высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может принести к сокра1дению потребления, а при высокой Эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капитало!зложении или перелив капитала в ДРУ1 ие сферы деятел ыюсти

Налоги выполняют следующие мажнеишие фумюдпи

•фискальную, те финансирования государственных расходов У государства есть традиционные функции - содержание ор-1 анов государственного управления, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности граждан, национдчьная оборо на, охрана окружа!ошеи среды и природных ресурсов, поддержка транспорта, дорог, связи и пнформа!ики В XX в к ним прибсвш-лись все возрастающие социально культурные функции На выполнение этих традиционных и соиременных функ1тп и irpnxo-дитси основная часть государственных расходщ*,

•сощ1альиу1о, т е поддержания comiaibiioro равновесия путем изменения соотпощепия между доходами отдельных соцпдтьных фупп с цeJью сглаживлн11я иераиснспза между ivhmh Одним из пан-ных способов ocyuiecTnjTenna эюго является введение прогрессивно! о налогообтожения чем выше доход, тем непропорционально ботьшая часть ею изымается в !)иде налога П ро -порцпональное налогообложение предусматривает одинакопую лоно наю!а в доходах неза!1испмо от их ветчины По про!рессивнои шкале платится подоходный налог с физических лиц и часю - H.vior на црибьи1ь т!редприятии и поимущественные мало ги, те те H<Liorn, которые технически возможно взимать по разным ставкам з зависимости or дохода Н11Логоип4тельЩ11ка Социальную функцию также несет освобождение от уп чаты ряда ндчогов некоторых категории идюготатетьщиков (мсыоимущпх, инвалидов, цен-

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [186] [187] [188] [ 189 ] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]