назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [ 186 ] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]


186

I J ос>дс1рс1вен(п.!Й бюллет585

дукцию на ниутрещзии рынок в отпет на уступки торговых партнеров, оно. как правило, под-терживает свое фермерство

Расходы на националы1>ю оборону, правоохранительную лея-амьность и обеспечение безопасности, а также административно-управленческие расходы воздействуют на структ\ру спроса

Конъюнктурным нелям бюджеиюго pci v зирования хюгул служить расходы по государсгвенном\ лолтх (например, досрочное погашение части долга), размеры расходов 1ы кредиты и субсидии частным и государственным предприятиям, се.тьскому хозяисшу, на создание и сопер1пснствование обьсктов инфраструктуры, на закупку вооружения и военное строительство.

В периоды крип)сп)5 и депрессий расходы государственного бюджета на хозяйственные пели, как правило, растет, а но время «перегрева» конькчжгуры - сокрашаются.

Стр>ктура pacxoiюв государственного бюджета оказывает регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, а также на отраслепую и региональную структуры экономики. н»ип-опальн\то конкурентоспособность на мировых рынках.

Расходы на кредитование экспорта, CTpaxoBainie экспортных кредитов и вывозимого госчдарстветзного капитала, финансируемые из бю.джета, стим\лир\Ю1 зкснорт и в долгосрочном плане улучшают платежньнг блл.тнс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной ва.чюгы. обеспечению поставок на внутренний рынок необхо-дихзых товаров из-за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов

Действенность j осрегулирования экономики с помошью бюджетных расходов зависит, во-первых, от относительных размеров расход>емых сумм (их доли в ВВП), во-вторых, от струкуры этих расходов, в-третьих, or эффективности использования каждой единицы расходуемых средств

Проблема сбалансированности госбюджета

Как уже отмечалось, согласно неолиберальной и иеокласси-ческои теории идеальное исполнение государственного бюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т е. превышение доходов над расходами Образовав-нптйся остаток правительсшо может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для досрочных выплат задолженности или перевести его в доход бюджета сдедуюи1е[о года



Во шикающий в результате превышения расходов hilt, доходами бюджетный дефицит покрывается государственными займами (впутрещщми и внешними). Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондш! (например, у фонда страхования по безработице иди пенсионного фонда) и получения кредитов у банков (эта форма финансирования бюджетного дефицита часто практикуется местными властями).

Государственные .займы - не единственный путь покрытия де-финн га государственного бюджета. У больитинства развитых стран со времен перехода от золотого к бумажно-денежному обраи1ению накоплен значительный опыт покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег. Правительства особенно часто прибегают к этому средству в критических ситуациях - во время войны, длительного кризиса. Последствия такой эмиссии общеизвестны: развивается неконтролируемая инфляция, подрываются стимулы для долгосрочных инвестиций, раскручивается спираль «цена ~ заработная плата», обесцениваются сбережения населения, воспроизводится бюджетный дефицит.

В целях сохрансЕШя хозяйс1 венной и со1Щ(и1ьной стабильное!и правительства развитых стран всемерно избегают неоправданной эмиссии денег. Для этого в систему рыночной экономики встроен специальный блок-предохранитель: конституционно закрепленная п большинстве стран независимость национального эмиссионного банка от исполнительной и законодательной властей. Эмиссионный банк не обязан финансировать правительство, таким образом ставится заслон инфляционному взрыву, которьп! мог произойти, если бы деньги печата;шсь по желанию правительства.

Государственные займы менее опасны, чем эмиссия, мо и они оказывают определенное негативное воздействие на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях мранительстио прибегает к принудительному раз.мешснию государственных ценных бумаг и ннруи)ает таким образом рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов. Во-вторых, eejm правительство даже и создает достаточные стимулы дзя приобретения юридическими и физическими лицами нравительстиснных ценных бумаг, то государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возмож1Юсти получения кредита частными фирмами. Фирмы, особенно мелкие и средние, не являются дзя банков такими надсжны.ми заемигика



J Го1.\д,фСГ11СНиыи бюджет5Ы

МИ. как 1 осударстпеииые органы Государственные займы на рынке ссудных капитаюв способствуют удорожанию кредита - росту учс I ной с 1 лвкп.

Однако \ юсударственных займов есть и положительные стороны Во-перных. образовавпшисм на их скновс рынок государственных пенных бумаг может привлекать часть инвессоров, лля которых ос1а.тьныс секторы фондовою рынка непривлекательны Во-вгорых, разметая на этом рынке ценные бумат новых государственных займов или вык>[1аи досрочно бумаги старых займов, государство может активно воздействовать па спрос и прсд.зоже-ние на всем рынке ссудных капшатов. Однако эти положительные стороны проявляются преимущественно в развитых странах со стабильной экономикой.

Государственный долг

Задолженность правшельствепных органов владельцам государственных цениыч бумаг накапливается и прсврашается в юсу-дарственныи ДОЛ1 Ею приходится выплачивать с пропснтами Говорят, что сегодняшние i осударстнснные займы - это завтрашние налоги. Некоюрыс налогоплательщики я1ляю1ся вл;шельцами ю-сударственных пеннььх бума! Они иол>чают !1роцсцть! по эшм бума ам н одновременно платят паюги, которые частично ид>т на выплату гос\дарствезных заимо1з Как 1!равнло, из текунн-ix бюджетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать государсгвеннье займы Постоя1зно нуждаясь в средствах, правительства прибегают к все новым займам, покрывая старые долин они делаюгещс большие новые

Государственнь!и долг в разных cipanax растет различными темпами Пре15ыи!енце !Осударственного долга над ВВП счи1ае1СЯ потенциально 0!!аснЬМ д.ля cidбИJЩHocтн экономики, особещзо для устоичивого денежного обраще1Щя Более осторожно11 оценкой считается соотношение эшх двух показателей как 0.6 1 В 1998 г тосуларс!1зенный долг по о!ношецию к ВВП сосмвил в США - 62%, Японии - ] ]6, Германии - 62. 1зо Фрапщп) - 59, в Италии - 1 !9. в Великобритании - 52. Канаде - 9!.5%. В России государственный долг в указанном году оцениватся в 50%

Государственный долг подразделяеюя на внутренний и внешний, а также на краткосрочный (до одного гола), среднесрочный {от одного тода до !И1ти лет) и дoJПocpoчный (свыше пяти лет) Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги По ним

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [185] [ 186 ] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]