I i.iBi27 ЬюлАст и наюгн
полони ме 90-Ч и ею лочоды сое ган пяти 24-25% ио отиотс!!ию к ВВП, а расходы - 2S 34
Наконец, если к ксчгсо.тидироьаниому бюджету добавить госу-дарстиеццыс внебюджетные фонды, то полуцш гак иазьпыемыи бюджет расширенного правительства В России во второй поюви-не 90-х 11 ею доходы сос1анли m 33-34*0 ноотиошению к ВВП. а расходы - 37-43% Для сравнения укажем, что в середине 90-х гг в странах UcHipcUibnoH Европы (Чехия Словакия, Польша, Всн-рия, СловеЦ1я) доходы бюджета растиренного правительства находились на уровне 45-48% по отношению к ВВП, в Юю-Вос-точнои Европе (Албания, Болгария, Хортмшя. Македония, Румыния) - 31-38%, и странах Балтии - 33%, в Белоруссии - 41 - 43%, в Средней Азии - 20-22%, в Закавказье - 11 - 13% Добавим, что итюгда бюджет расширенного правительства также называют консолидированным бюджетом
Бюджетный федерализм (межбюджетиые отношения)
Понятие бюджетного федера1изма (межбюджетных отношений) употребляется для обозначения lex отноптеннн, коюрые возникают между бк>лжетами разных уровней федер1пьным, региональными, местными
Основа бюджстною федерализма - автоттомность всех трех уровней бюджс та, наттример. через закрепление зп тцтми собственных налогов Однако она редко достигается hojthoc i ью из-за того, что налогоиые поступления обычно не могут обеспечить все расходы ретиональпых и месптых бюджетов В результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более низкого уровня И чем больше зависят бюджсп, ог таких субсидии, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях
Что касается России, то в консопидированиом бюджете па долю терриюриальных бюджетов приходтттся более 1/2 доходов (схожая ситуаттпя и в США) Одтта часть на,тотов (региональные и местные) целиком тюступает в территоридтьныс бюджеты, другая - целиком в федеритьныи бюджет, а мстлот и на добавленную стоимость, на прибыль предприятии и акци1ьт распределяются между федсрсъчьтнам бюджетом и территориатьиыми бюджетами Одновременно в доходах территориальных бюджетот! таметную долю сое тавляют т/етталотовьте доходы (ог испольювания или продажи собстве1птого имущества), а также бюджеттые ссуды, субсидии и догации от бюджетов более втлсокого уровття
I DLVApciнениын бюджет
Хотя у территориатьных бюджетов позтзикают дефициты, обычно они покрываются ит бюджетов более высокою ур01!ня или за счет выпуска собственных ценных бумаг
Статьи госбюджета
Структуру бюджетных доходов и расходов и долю отдельных статей в консолидированном бюджете рассмотрим на примере консолидированною бюджета России в 1998 г (табл 27 I)
Табпииа 27 ! Консолидированный бюджет России в 1998г.
Статьи бюджета | С\мча. мтрдруб | %к ВВП | % к итогу |
Доходы | | 24,5 | 100.0 |
В том числе. | | | |
налогоиые доходы | 544 Т | 20 3 | 82.8 |
нз них | | | |
налог на добиатенхую стоимость | 1 S6,5 | | |
ИАТОГ па прибыль !реДПр11ЯТИ11 | 96,4 | | 14.7 |
подоходный на,0 с физических пин | 71,2 | | 10.8 |
акцизы | 67.8 | | 10 3 |
неналоговые доходы (от внешнс-чкономнческои леятетьности, от госуларстиемиого и муниципального имушества и его продажи) | 6],9 | | |
прочие постуаления (безвозмездная помошь, доходы аелепых бюджетных фондов) | 51,1 | | |
Расходы | 753.0 | 2S.I | 100.0 |
Из них на | | | |
государственное упраатспие и мест-и«>е самоупраапенне | Я0,1 | | |
иравоохранитеттьную деятельность и обеспечение 6езоп,1СН(к:т11 | 42,6 | | |
и.циollLьнyю oGoptiii\ | S6 7 | | |
промыштенноеть, энерач"ику и строите тьство | 22,2 | | |
ceibCKoe хозяйство и рыбоювство | 19.5 | | |
охран\ окржаюшеи среды и природных ресурсов, гидрометеорологию кдрюграфию и геодезию | | | |
ipnKiiopi п<)рож[ое хозяйство СНЯЗГ [ ИНфорМ ITHM | 18 т | | |
сопи i ibiK) к\ TbivpHbic мероприятия | 238 9 | | |
odt UAiiniimc госчдipcTnenного ю in | 106 4 | | 14 2 |
Ji фшшт | 9S 9 | | |
Отметим 410 учетом юсударствснных внебюджегиыч фондов (а л о еще около 9% по oi ношению к ВВП) доля социально культурных мероприятий в расходах бюджета расширенного правительства резко BOipaciaei - примерно то 18% всего российского ВВП
Бюджетные расходы
Расходы гос\дарственного бюджета выполняют функции политическою социального и хозяйственного регулирования
Первое место в бюджетных расходах занимают социально-культурные С1пьи социалыые пособия, образование, здравоохранение. к\зыура, наука и др В этом проявляется павное направление бюджетной политики, как и государственной экономической по ццикп а целом - стабитизация, укретенис и приспособление существующего социально-экономического строя к изменяющимся >С10Виям Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных ipymi, неизбежно свойственную рыночному хозяиств\ Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обсснсченныл слоев населе1щя к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживатпгю, гарантированной миним) 1Ьнои пенсии и сносному жилью не только И1рает социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производспи ~ квитфипирован-нои н здоровой рабочей сиюи. а значит, увеличивает националь ное бога i с ню с i раны
В затратах на \0 1яис[венные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству коюрьге имеют также со-цисшьиую, HOjHiTn4ccKvw и хозяйственную направтснность Ни одно юсударство не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства, фермерства И хотя в своей внепшеэкотюмическои политике правительство инотла временно жертвует интересами отечественных произгюдителей ai рар-ныч товаров, допуская и110странн\ю сельскохозяйственную ттро