назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [ 185 ] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]


185

I i.iBi27 ЬюлАст и наюгн

полони ме 90-Ч и ею лочоды сое ган пяти 24-25% ио отиотс!!ию к ВВП, а расходы - 2S 34

Наконец, если к ксчгсо.тидироьаниому бюджету добавить госу-дарстиеццыс внебюджетные фонды, то полуцш гак иазьпыемыи бюджет расширенного правительства В России во второй поюви-не 90-х 11 ею доходы сос1анли m 33-34*0 ноотиошению к ВВП. а расходы - 37-43% Для сравнения укажем, что в середине 90-х гг в странах UcHipcUibnoH Европы (Чехия Словакия, Польша, Всн-рия, СловеЦ1я) доходы бюджета растиренного правительства находились на уровне 45-48% по отношению к ВВП, в Юю-Вос-точнои Европе (Албания, Болгария, Хортмшя. Македония, Румыния) - 31-38%, и странах Балтии - 33%, в Белоруссии - 41 - 43%, в Средней Азии - 20-22%, в Закавказье - 11 - 13% Добавим, что итюгда бюджет расширенного правительства также называют консолидированным бюджетом

Бюджетный федерализм (межбюджетиые отношения)

Понятие бюджетного федера1изма (межбюджетных отношений) употребляется для обозначения lex отноптеннн, коюрые возникают между бк>лжетами разных уровней федер1пьным, региональными, местными

Основа бюджстною федерализма - автоттомность всех трех уровней бюджс та, наттример. через закрепление зп тцтми собственных налогов Однако она редко достигается hojthoc i ью из-за того, что налогоиые поступления обычно не могут обеспечить все расходы ретиональпых и месптых бюджетов В результате бюджеты более высокого уровня обычно субсидируют бюджеты более низкого уровня И чем больше зависят бюджсп, ог таких субсидии, тем больше проблем возникает в межбюджетных отношениях

Что касается России, то в консопидированиом бюджете па долю терриюриальных бюджетов приходтттся более 1/2 доходов (схожая ситуаттпя и в США) Одтта часть на,тотов (региональные и местные) целиком тюступает в территоридтьныс бюджеты, другая - целиком в федеритьныи бюджет, а мстлот и на добавленную стоимость, на прибыль предприятии и акци1ьт распределяются между федсрсъчьтнам бюджетом и территориатьиыми бюджетами Одновременно в доходах территориальных бюджетот! таметную долю сое тавляют т/етталотовьте доходы (ог испольювания или продажи собстве1птого имущества), а также бюджеттые ссуды, субсидии и догации от бюджетов более втлсокого уровття



I DLVApciнениын бюджет

Хотя у территориатьных бюджетов позтзикают дефициты, обычно они покрываются ит бюджетов более высокою ур01!ня или за счет выпуска собственных ценных бумаг

Статьи госбюджета

Структуру бюджетных доходов и расходов и долю отдельных статей в консолидированном бюджете рассмотрим на примере консолидированною бюджета России в 1998 г (табл 27 I)

Табпииа 27 ! Консолидированный бюджет России в 1998г.

Статьи бюджета

С\мча. мтрдруб

%к ВВП

% к итогу

Доходы

24,5

100.0

В том числе.

налогоиые доходы

544 Т

20 3

82.8

нз них

налог на добиатенхую стоимость

1 S6,5

ИАТОГ па прибыль !реДПр11ЯТИ11

96,4

14.7

подоходный на,0 с физических пин

71,2

10.8

акцизы

67.8

10 3

неналоговые доходы (от внешнс-чкономнческои леятетьности, от госуларстиемиого и муниципального имушества и его продажи)

6],9

прочие постуаления (безвозмездная помошь, доходы аелепых бюджетных фондов)

51,1

Расходы

753.0

2S.I

100.0

Из них на

государственное упраатспие и мест-и«>е самоупраапенне

Я0,1

иравоохранитеттьную деятельность и обеспечение 6езоп,1СН(к:т11

42,6

и.циollLьнyю oGoptiii\

S6 7

промыштенноеть, энерач"ику и строите тьство

22,2

ceibCKoe хозяйство и рыбоювство

19.5

охран\ окржаюшеи среды и природных ресурсов, гидрометеорологию кдрюграфию и геодезию



ipnKiiopi п<)рож[ое хозяйство

СНЯЗГ [ ИНфорМ ITHM

18 т

сопи i ibiK) к\ TbivpHbic мероприятия

238 9

odt UAiiniimc госчдipcTnenного ю in

106 4

14 2

Ji фшшт

9S 9

Отметим 410 учетом юсударствснных внебюджегиыч фондов (а л о еще около 9% по oi ношению к ВВП) доля социально культурных мероприятий в расходах бюджета расширенного правительства резко BOipaciaei - примерно то 18% всего российского ВВП

Бюджетные расходы

Расходы гос\дарственного бюджета выполняют функции политическою социального и хозяйственного регулирования

Первое место в бюджетных расходах занимают социально-культурные С1пьи социалыые пособия, образование, здравоохранение. к\зыура, наука и др В этом проявляется павное направление бюджетной политики, как и государственной экономической по ццикп а целом - стабитизация, укретенис и приспособление существующего социально-экономического строя к изменяющимся >С10Виям Эти расходы призваны смягчить дифференциацию социальных ipymi, неизбежно свойственную рыночному хозяиств\ Впрочем, облегчение доступа представителей относительно менее обсснсченныл слоев населе1щя к получению квалификации, достойному медицинскому обслуживатпгю, гарантированной миним) 1Ьнои пенсии и сносному жилью не только И1рает социально стабилизирующую роль, но и обеспечивает хозяйство важнейшим фактором производспи ~ квитфипирован-нои н здоровой рабочей сиюи. а значит, увеличивает националь ное бога i с ню с i раны

В затратах на \0 1яис[венные нужды обычно выделяются бюджетные субсидии сельскому хозяйству коюрьге имеют также со-цисшьиую, HOjHiTn4ccKvw и хозяйственную направтснность Ни одно юсударство не может быть заинтересовано в ускоренном и массовом разорении своего крестьянства, фермерства И хотя в своей внепшеэкотюмическои политике правительство инотла временно жертвует интересами отечественных произгюдителей ai рар-ныч товаров, допуская и110странн\ю сельскохозяйственную ттро

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [184] [ 185 ] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]