Государственным 6кх1жет всегда представляет собой компромисс MexjTy основными социально-экономическими труппами в стране. Это ко.чшромисс межту общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения до.чолов и собственности, между центром и pei ионами - по поводу распределения налогов и субсидий. меж,ау интересами отдельных отраслей и фирм - в отношении государственных заказов.
Теоретические подходы к бюджету
Несмотря на уменьшение роли юсударства во многих сферах современной рыночной экономики, оно вынуждено расходовать все большие средства на сопиатьную сферу, науку и культуру. В результате перераспределяемая через госбюджет до1Ь ВВП, резко увеличившаяся в предвоенные и поенные годы, т.е. в период социально-политических потрясений, продолжала расти и в послевоенные десятилетия, несмотря на экономическую, социальную и политическую стабилизацию во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Огромные государственные расходы на coциaJH.нyю сферу, науку и культуру (в российской статистике их объединяют под названием осо1шально-культурцые мероприятия») вызваны самим характером соиремеиного обшестпа, которое спиюпится цости-дустриальным (см. 1.1). Быстрый рост науки и нач-пюто обслуживания, образования, культуры и искусства, здравоо.чранении и физической культуры, жилищно-коммунального и бытового обслуживания, социального обеспечения и индустрии oTjHixa не может быть обеспечен исключительно рынком. Государство, отказьща-ясь от активной роли в поддержке материального произ1юдства, одновремеипо увеличивает расходы на по;щержку указанных отраслей сферы услуг (на соцИ11льно-культурные мероприятия).
В ряде стран, и развивающихся, и с переходной экономикой, в последнее десятилетие доля i осударственных расходов по отношению к ВВП снизилась, однако это произошло из-за отказа государства от значительного числа экономических (но не социально-культурных) фуНКЩП!.
Для развщых стран с рыночной экономикой характерно В}зи-мание не столько к величине бюджетов, сколько к их сбалансированности и структуре.
Неоклассическое и неолиберальное направления считаю! целесообразным д,тя страны иметь сбалапсированньгй госбюджеь Ведь
5S0I T.iiiii 27 Бюджет и ii.noiii
кесбхтаисиртииный бюджет (обычно го бюджет с превышением расходов 1П1Л доходами, тес дефицитом, а не с нретняшснием доходов над расходами, т с с профицитом) усилишшг инфляцию Так, ;ця покрытия дефицигл госбюджета государе ню прибегает hjhi к печатанию дсттег (что менее характерно дая современных усаотя-ти), или к вьтпуску государственных займов Оба эти сттособа покрыт ип дефицита тосбюджета обычно всд\т к инфляции высокой - в первом случае или более низкой - во втором вк\не с другими нроблемамт! (обслуживатше государствешгого лолта. удорожание ссудтюго капитала в стране). Неолиберальный и HeoKjiaccnnecKHH ттодходы преобладают в последние тч)ды в США и Канаде. цравител1>ствам которых удается добиваты:я профицита бюджета
Неокейнсианское направление полагает, что сбалансированный госбюджет мептает антициклической и даже антиинфляциотт-ной политике. При этом неокейнсиант1Ы исходят и j того, что госу-дарсттзенные расходы являются важной частью со1ЮК\пноГ0 спроса. Отталкиваясь от этою, оти указывают, что в ттериод высокой безработицы и соответствующего падения доходов нгътоговые поступления в бюджег сократцаются (см. 27 3) Это подзаткитает государство к сокращению расходов для сохранения сбалансированного бюджета или/и к увеличению н;1логовьтх станок, в результате чего совокупны!! спрос в стране сокращается еще больше (примером может служить Россия в 90-е гг ). В цсрцол же избтлточцого спроса с высокой инфляцией атноматически возрастают налоговые поступлении вбюджег. и для уменьпгення иолюжиого профицита ттравительетво снижает najToroBbie ставки или/и увеличитзаеч государственные расходы, что еще больттте \т,еличивает избыточный спрос и cooTTiCTCTTieiHTo ицфлнттню Полому нсоксйисианцы полагают, что в гтсриод спада нужнолать юсударству возможность уТаличититть государстветтные расходы тт снижать ттадоги для оживления хозяйственной жизни, а в период Hj6biTo4Horo спроса нужна сдерживающая политике li пиле умсныиенпя тосударстт1ет4-1НЛХ расходов и уиелкчснпя налоготиях ставок И та. и друтан ттодтт-т ика ведет к несбалапсировантюсти бюджета.
Бюджетная система
Бюджетной системой называется сотюкуппость бюджетов licex уровнен (в России - федер.тльното бюджета, бюджетов субъектотз Федерации и местных бюджстот*. т е бтоджетов оргаттов местного самоупран-лсттия) и государст иетты\ внебтодже1н111Х фоттдов.
Государственные внебюджетные фонды - это денежные с[>едст-lia государеIlid, имеющие целевое назначение и не включенные в государст2»енный бюджет Эги средства находятся в распоряженщ: централы1ы\ и герриториальных органов власти и концентрируются н спсииа1ьныл финлал. каж.тый изкошрых ирсднаэначсн для определенных нокд. Примерами могут быть российские Пенсионный фонд. Фонд сопиа,тыю1о страхования, Фопл медицинского страхования, Государстьсннвм! фонд занятости населения. Фонд социальной по-тдержю! насс 1сния Внебюджетные фонды создаются в осноином в с(Ч1иа.1И.ных целях и (1)инамсир\тотся за счет социальных наюгон (см 27 2) и субсидий из бюджета. Подобные фонды расширяют возможности вмешательства государства в экономику минуя бюджет и. следовательно, парламентский контроль. Кроме того, за счет государственных внебюджетных фондов можно созда! ь видимость уменьшения дефицита бюджета.
Существуют также целевые бюджетные фонды, являющиеся, в отличие от государственных внебюджетных фондов, составной частью госбюджета. Например, в России - это Федер;1льпый дорожный фонд. Фонд воспроизводства минерсшыю-сырьевой базы и др. Как и государственные внебюджетные фонды, они нацелены на то, чтобы целевые налоги шли не п <Обши1! котел» госбюджета, а расходова.лись строю по иазначеиию - H.i строительство и содержание дорог, геологоразведку и т.л В России в :. на долю целевых бюдже1ных фондов приходилось около 5% расходной части консолидированного бюджета. Средства целевых бюджетных фондов хранятся в банках и приносят прибыль дчя бюджета.
В бюджетной системе сфан с фелера1ИН1зым, устройством можно выделить ipn уровня; бюджет нснтрш!ьного (федерального) правительс 1Ва, бюджеты субъектов федерации (регио}задьныс бюджеты) и бюджен,! органов месюою самоуправления (мссюые бюджеты) В остальнь1х cipanax бюджетам система имее1 два УР0В13Я, бюджет центрально! о правительства и местные бю.тже1 ы.
Через бюджет федератьною правительства в Росстщ во второй [толовинс 90-\ 1\ нерсрасгфсделялось 10-14о ВВП. если судить по доходной части федерального бюджет. Расходы превьниали доходы и составляли 15-20* но отношению к ВВП
Если сложить вместе бюджет иентралызо!о (федеральною) тфавительства и бюджеты территории, т.е. бюджеты субъскто1з фе-дера1щи и MecTiibix органов самоу[равтения. то этот свод бюджетов назьпзается консолидированным бюджетом. В Уоссии во второй