назад Оглавление вперед


[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [ 184 ] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]


184

Государственным 6кх1жет всегда представляет собой компромисс MexjTy основными социально-экономическими труппами в стране. Это ко.чшромисс межту общегосударственными и частными интересами граждан по поводу налогообложения до.чолов и собственности, между центром и pei ионами - по поводу распределения налогов и субсидий. меж,ау интересами отдельных отраслей и фирм - в отношении государственных заказов.

Теоретические подходы к бюджету

Несмотря на уменьшение роли юсударства во многих сферах современной рыночной экономики, оно вынуждено расходовать все большие средства на сопиатьную сферу, науку и культуру. В результате перераспределяемая через госбюджет до1Ь ВВП, резко увеличившаяся в предвоенные и поенные годы, т.е. в период социально-политических потрясений, продолжала расти и в послевоенные десятилетия, несмотря на экономическую, социальную и политическую стабилизацию во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Огромные государственные расходы на coциaJH.нyю сферу, науку и культуру (в российской статистике их объединяют под названием осо1шально-культурцые мероприятия») вызваны самим характером соиремеиного обшестпа, которое спиюпится цости-дустриальным (см. 1.1). Быстрый рост науки и нач-пюто обслуживания, образования, культуры и искусства, здравоо.чранении и физической культуры, жилищно-коммунального и бытового обслуживания, социального обеспечения и индустрии oTjHixa не может быть обеспечен исключительно рынком. Государство, отказьща-ясь от активной роли в поддержке материального произ1юдства, одновремеипо увеличивает расходы на по;щержку указанных отраслей сферы услуг (на соцИ11льно-культурные мероприятия).

В ряде стран, и развивающихся, и с переходной экономикой, в последнее десятилетие доля i осударственных расходов по отношению к ВВП снизилась, однако это произошло из-за отказа государства от значительного числа экономических (но не социально-культурных) фуНКЩП!.

Для развщых стран с рыночной экономикой характерно В}зи-мание не столько к величине бюджетов, сколько к их сбалансированности и структуре.

Неоклассическое и неолиберальное направления считаю! целесообразным д,тя страны иметь сбалапсированньгй госбюджеь Ведь



5S0I T.iiiii 27 Бюджет и ii.noiii

кесбхтаисиртииный бюджет (обычно го бюджет с превышением расходов 1П1Л доходами, тес дефицитом, а не с нретняшснием доходов над расходами, т с с профицитом) усилишшг инфляцию Так, ;ця покрытия дефицигл госбюджета государе ню прибегает hjhi к печатанию дсттег (что менее характерно дая современных усаотя-ти), или к вьтпуску государственных займов Оба эти сттособа покрыт ип дефицита тосбюджета обычно всд\т к инфляции высокой - в первом случае или более низкой - во втором вк\не с другими нроблемамт! (обслуживатше государствешгого лолта. удорожание ссудтюго капитала в стране). Неолиберальный и HeoKjiaccnnecKHH ттодходы преобладают в последние тч)ды в США и Канаде. цравител1>ствам которых удается добиваты:я профицита бюджета

Неокейнсианское направление полагает, что сбалансированный госбюджет мептает антициклической и даже антиинфляциотт-ной политике. При этом неокейнсиант1Ы исходят и j того, что госу-дарсттзенные расходы являются важной частью со1ЮК\пноГ0 спроса. Отталкиваясь от этою, оти указывают, что в ттериод высокой безработицы и соответствующего падения доходов нгътоговые поступления в бюджег сократцаются (см. 27 3) Это подзаткитает государство к сокращению расходов для сохранения сбалансированного бюджета или/и к увеличению н;1логовьтх станок, в результате чего совокупны!! спрос в стране сокращается еще больше (примером может служить Россия в 90-е гг ). В цсрцол же избтлточцого спроса с высокой инфляцией атноматически возрастают налоговые поступлении вбюджег. и для уменьпгення иолюжиого профицита ттравительетво снижает najToroBbie ставки или/и увеличитзаеч государственные расходы, что еще больттте \т,еличивает избыточный спрос и cooTTiCTCTTieiHTo ицфлнттню Полому нсоксйисианцы полагают, что в гтсриод спада нужнолать юсударству возможность уТаличититть государстветтные расходы тт снижать ттадоги для оживления хозяйственной жизни, а в период Hj6biTo4Horo спроса нужна сдерживающая политике li пиле умсныиенпя тосударстт1ет4-1НЛХ расходов и уиелкчснпя налоготиях ставок И та. и друтан ттодтт-т ика ведет к несбалапсировантюсти бюджета.

Бюджетная система

Бюджетной системой называется сотюкуппость бюджетов licex уровнен (в России - федер.тльното бюджета, бюджетов субъектотз Федерации и местных бюджстот*. т е бтоджетов оргаттов местного самоупран-лсттия) и государст иетты\ внебтодже1н111Х фоттдов.



Государственные внебюджетные фонды - это денежные с[>едст-lia государеIlid, имеющие целевое назначение и не включенные в государст2»енный бюджет Эги средства находятся в распоряженщ: централы1ы\ и герриториальных органов власти и концентрируются н спсииа1ьныл финлал. каж.тый изкошрых ирсднаэначсн для определенных нокд. Примерами могут быть российские Пенсионный фонд. Фонд сопиа,тыю1о страхования, Фопл медицинского страхования, Государстьсннвм! фонд занятости населения. Фонд социальной по-тдержю! насс 1сния Внебюджетные фонды создаются в осноином в с(Ч1иа.1И.ных целях и (1)инамсир\тотся за счет социальных наюгон (см 27 2) и субсидий из бюджета. Подобные фонды расширяют возможности вмешательства государства в экономику минуя бюджет и. следовательно, парламентский контроль. Кроме того, за счет государственных внебюджетных фондов можно созда! ь видимость уменьшения дефицита бюджета.

Существуют также целевые бюджетные фонды, являющиеся, в отличие от государственных внебюджетных фондов, составной частью госбюджета. Например, в России - это Федер;1льпый дорожный фонд. Фонд воспроизводства минерсшыю-сырьевой базы и др. Как и государственные внебюджетные фонды, они нацелены на то, чтобы целевые налоги шли не п <Обши1! котел» госбюджета, а расходова.лись строю по иазначеиию - H.i строительство и содержание дорог, геологоразведку и т.л В России в :. на долю целевых бюдже1ных фондов приходилось около 5% расходной части консолидированного бюджета. Средства целевых бюджетных фондов хранятся в банках и приносят прибыль дчя бюджета.

В бюджетной системе сфан с фелера1ИН1зым, устройством можно выделить ipn уровня; бюджет нснтрш!ьного (федерального) правительс 1Ва, бюджеты субъектов федерации (регио}задьныс бюджеты) и бюджен,! органов месюою самоуправления (мссюые бюджеты) В остальнь1х cipanax бюджетам система имее1 два УР0В13Я, бюджет центрально! о правительства и местные бю.тже1 ы.

Через бюджет федератьною правительства в Росстщ во второй [толовинс 90-\ 1\ нерсрасгфсделялось 10-14о ВВП. если судить по доходной части федерального бюджет. Расходы превьниали доходы и составляли 15-20* но отношению к ВВП

Если сложить вместе бюджет иентралызо!о (федеральною) тфавительства и бюджеты территории, т.е. бюджеты субъскто1з фе-дера1щи и MecTiibix органов самоу[равтения. то этот свод бюджетов назьпзается консолидированным бюджетом. В Уоссии во второй

[Старт] [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16] [17] [18] [19] [20] [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27] [28] [29] [30] [31] [32] [33] [34] [35] [36] [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45] [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55] [56] [57] [58] [59] [60] [61] [62] [63] [64] [65] [66] [67] [68] [69] [70] [71] [72] [73] [74] [75] [76] [77] [78] [79] [80] [81] [82] [83] [84] [85] [86] [87] [88] [89] [90] [91] [92] [93] [94] [95] [96] [97] [98] [99] [100] [101] [102] [103] [104] [105] [106] [107] [108] [109] [110] [111] [112] [113] [114] [115] [116] [117] [118] [119] [120] [121] [122] [123] [124] [125] [126] [127] [128] [129] [130] [131] [132] [133] [134] [135] [136] [137] [138] [139] [140] [141] [142] [143] [144] [145] [146] [147] [148] [149] [150] [151] [152] [153] [154] [155] [156] [157] [158] [159] [160] [161] [162] [163] [164] [165] [166] [167] [168] [169] [170] [171] [172] [173] [174] [175] [176] [177] [178] [179] [180] [181] [182] [183] [ 184 ] [185] [186] [187] [188] [189] [190] [191] [192] [193] [194] [195] [196] [197] [198] [199] [200] [201] [202] [203] [204] [205] [206] [207] [208] [209] [210] [211] [212] [213] [214] [215] [216] [217] [218] [219] [220] [221] [222] [223] [224] [225] [226] [227] [228] [229] [230] [231] [232] [233] [234] [235] [236] [237] [238] [239] [240] [241] [242] [243] [244] [245] [246] [247] [248] [249] [250] [251] [252] [253] [254] [255] [256] [257] [258] [259] [260] [261] [262] [263] [264] [265] [266] [267] [268] [269] [270] [271] [272] [273] [274] [275] [276] [277] [278] [279] [280] [281] [282] [283] [284] [285] [286] [287] [288] [289]